Ещё один учебный год близится к своему завершению. Совсем скоро учащихся вяземских школ ждут итоговые экзамены, «последние звонки» и выпускные с торжественным вручением дипломов, медалей за хорошую учёбу и других школьных наград. Свой первый выпускной в эти весенние дни провели и учащиеся «Кванториума» средней школы № 2. Вместе с наставниками они упорно трудились над решением актуальных задач современности и успешно справились с ними!
В этот важный для всех причастных к работе «Кванториума» день учащиеся из разных школ нашего города смогли презентовать свои проекты, выполненные на занятиях в технопарке под руководством наставников. Некоторые проекты даже трудно назвать ученическими: настолько сложные и важные для общества задачи они решают. Яркий пример – проект дизайна робота для клиентской зоны обслуживания компании «СмоленскАтомЭнергосбыт». Он реализовывался на базе «Кванториума» в рамках программы «Сириус.Лето», основной целью которой является создание механизма вовлечения талантливых детей и молодёжи в работу по решению актуальных задач российской науки, индустрии и бизнеса. «В начале этого учебного года я подал заявку в качестве наставника на участие в проекте «Сириус.Лето» от образовательного центра поддержки одарённых детей «Сириус», – рассказал наставник и преподаватель детского технопарка Сергей Владимирович Ромашкан. – Мне, как наставнику, очень хотелось дать возможность нашим учащимся поучаствовать в решении реальных проблем и задач, которое может принести пользу нашему обществу».
В течение года Сергей Владимирович вместе с учащимися «Кванториума» занимался разработкой внешнего вида робота, предназначенного для выполнения таких рабочих задач, как предоставление консультации и рекламной информации клиентам, помощь в оплате услуг, внесении клиентов в электронную очередь, базовое общение и других. Защита проекта происходила на областном уровне, а сама дизайн-разработка принимала участие в конкурсе «Большие вызовы» от известного образовательного центра поддержки одарённых детей «Сириус».
«Идея заключается в создании робота-помощника для обслуживания клиентов в зоне ожидания, – пояснил Сергей Ромашкан. – Этот робот отличается не только функциональностью, но и привлекательным внешним видом. Для создания дизайна робота мы использовали самые современные методы проектирования, такие, как 3D-моделирование и 3D-печать. Проект имеет серьёзные перспективы для развития: в ближайшем будущем планируется создание первых физических прототипов робота».
Бесспорными преимуществами такой разработки служит возможность круглосуточного взаимодействия с клиентами. В масштабах крупной компании робот позволит сотрудникам уделять больше времени и усилий для решения других значимых задач, в то время как он сам возьмёт на себя работу с людьми. Кроме того, роботизированные системы, как известно, обладают высокой точностью и надёжностью: они способны более оперативно и точно обрабатывать информацию, что позволит значительно сократить количество ошибок, очередей в клиентской зоне и повысить качество предоставляемых услуг. Всё это может значительно повысить уровень доверия к компании и сделать её посещение более приятным для клиентов.
«Несмотря на все преимущества автоматизации, важно помнить, что ни одна технология не способна полностью заменить человека, – подчеркнул в ходе своей презентации Сергей Ромашкан. – Поэтому внедрение роботизированных систем должно быть комплексным и не должно исключать человеческую составляющую. Вместо того чтобы заменять людей, автоматизация должна освобождать их от рутинных задач и давать возможность сосредоточиться на более творческих и стратегических видах деятельности».
В «Кванториуме» ребята обучаются универсальным навыкам и предметным компетенциям через решение реальных кейсов от промышленных партнёров по ключевым проблемам развития науки и техники. Так, ещё одним интереснейшим проектом, реализацией которого занимается учащийся вяземского технопарка Никита Троян, стала разработка на основе искусственного интеллекта, позволяющая распознавать болезни глаз по фотографиям глазного дна пациента. С помощью этого вспомогательного инструмента врач офтальмолог может с большей точностью ставить диагнозы и даже выявлять хронические, не связанные со зрением заболевания.
Подробнее о работе с искусственным интеллектом и об идее программы для распознавания лиц рассказал учащийся средней школы № 2 Марк Костомаров. А своими успехами в программировании поделилась десятиклассница Анастасия Дмитриева, разработавшая новую версию «Акинатора» – увлекательной игры, в которой компьютер пытается угадать, о ком вы думаете, задавая вам вопросы. Игра развивает интеллект и логическое мышление, а также помогает поближе познакомиться с работой искусственного интеллекта. При создании своего «Акинатора» Анастасия использовала язык программирования «Python».
Высокий уровень командной работы и вовлечённости в работу над своим проектом продемонстрировали в этом году учащиеся средней школы №2 Максим Корнеенков и Никита Маркелов. Ребята полностью разработали и произвели электронную микросхему портативного досмотрового металлодетектора, а ученик средней школы №1 Константин Полухин смоделировал в профессиональной системе автоматизированного проектирования «Компас» корпус для этого устройства, который затем распечатали на 3D-принтере.
Несомненно, гордостью вяземского технопарка «Кванториум» можно назвать и проект радиоуправляемого спортивного судна, автором которого стал «кванторианец» средней школы №2 Роман Голубев. Сейчас Роман уже завершает работу над своей моделью и готовит её к первому спуску на воду!
«За этот учебный год мы провели большую работу, – отметил, обращаясь к ребятам и их наставникам, руководитель «Кванториума» средней школы №2 Александр Иванович Алещенков. – Во-первых, мы освоили всю огромную технологическую базу технопарка. Во-вторых, работали над пятнадцатью крупными проектами, пять из которых полностью завершены. Все вы – большие молодцы, и я от всей души желаю вам не останавливаться на достигнутом, а продолжать развиваться в выбранных вами направлениях!».
Александр Иванович объявил, что такой формат подведения итогов работы «Кванториума» станет ежегодным, и вручил всем учащимся дипломы за отличные успехи в работе над их первыми проектами. С таким потенциалом и интересом к обучению ребята наверняка ещё не раз удивят нас своими смелыми идеями, которые им помогут воплотить в жизнь профессиональные педагоги и наставники технопарка!
Мария Якушина. Фото средней школы №2.