С Днем работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

Так распорядилась судьба. Девочки играют в куклы, а мальчики – в войнушку или в машинки. И эта страсть побурчать и покрутить баранку остаётся на всю жизнь.

Правда, сейчас не исключение, когда девочки меняют куклы на машинки или даже крутые «тачки». Время устанавливает свои правила игры. Сегодня не только в столичном городе, в областном центре, но и в нашей Вязьме пробки не диво, а повседневная жизнь. Дворовые территории — не для детских площадок, а для стоянок частных авто. Вагоны-фуры обступают супермаркеты, набивая их утробы всякой всячиной.
Ещё десять лет назад походы — экскурсии по магазинам стали обыденным делом. И гордое произношение «мерс», «мерин» стали беззвучными и не вызывают удивление. А «мерседесы», «тойоты», «форды» превратились не в роскошь, а в средство передвижения. Согласитесь, в этом шипении, тарахтении, пыхтении самых разных авто вызывает какое-то трепетное уважение «Волга» — Газ-21 или как из-под земли вынырнувший «Москвичонок». А тревожно прокричавшая «Скорая помощь» или пожарная машина кольнёт прямо в сердце тревогой. Но мир машин, к которому мы привыкли, не может жить без своего хозяина, заботящегося о
транспортном средстве. Вовремя заправляет его, моет, ремонтирует неполадки.
Может быть за это, а может по другим причинам государство установило для водителей праздник, который именуется Днём автомобилиста. В этот праздник вспоминаются водители полуторок, которые по зимнику преодолевали Ладогу для того, чтобы доставить в блокадный Ленинград спасательные пайки хлеба, «Газики», вывозившие на элеватор целинный урожай с полей, неторопливые «ЗИС», участвовавшие в строительстве заводов, фабрик, городов. Мало ли было разных дел в истории нашей страны, к которым автомобили имеют самое непосредственное отношение. Конечно, ближе всего к сердцу собственный авто, доставляющий тебя на работу, с работы. Да куда ты захочешь, если у тебя на это есть время и деньги. Ну и, конечно, права на вождение автомашины, позволяющие тебе управлять своим автомобилем или доверенным тебе средством передвижения. Одним словом, ты шофёр и имеешь полное право на праздник автомобилиста. С чем тебя и поздравляет наша редакция газеты «Вяземский вестник». И желает ровной дороги и, конечно, чтобы непременно тебе повезло. С праздником!

Шофёр — звучит поэтически

Григорьев Валерий Викторович собирался стать военным. Но стал шофёром. Если до службы в армии он ещё сомневался, что правильно выбрал профессию, то после армии в том, что он не ошибся, понял окончательно.

В армии срочную службу шоферил в Венгрии, сначала в городе Еркень, а затем и в предместьях Будапешта. А когда вернулся из армии, устроился водителем «УАЗика» в Вяземский ЭТУС. Но связь обслуживать было не суждено. Вызвали в военкомат и предложили на выбор: хочешь снова в Венгрию, а хочешь в Германию. «В Венгрии я уже был, — рассудил Валерий, — поеду в Германию». Так три года с 1978 по 1980 и шоферил по дорогам от Берлина до Дрездена и обратно. А впечатления, которые складывались во время поездок, зарисовывал на листе бумаги как художник и как поэт:

Жизнь идёт своим путём,
Это и не ново.
За рулём ли, за столом
Бог рождает слово.

Записать его в тетрадь,
Чтобы не пропало.
Чтоб потом пересказать
Было чем, чем стало.

Эти первые попытки объяснить жизнь словом для Валерия Викторовича вылились в потребность писать стихи и рисовать увиденное в блокнот. И если для других за окном автомобиля были предметы, для него — пейзажи, рифмы. И когда вернулся из Германии и пошёл работать на Вяземский филиал Московского прожекторного завода, продолжал держать в руках штурвал автомобиля и инструмент для записи своих творческих воззрений на мир – карандаш или авторучку.

Поднявшись до горы,
Чтоб видеть прошлый путь,
Что скрыт был до поры,
И на него взглянуть,
Прижав платок к груди,
Доверившись судьбе.
Увидеть впереди
Мой путь, любовь к тебе.

Семья, заботы, тоска по дому и любимой — всё в стихах, которые и сейчас не может доверить читателю. Так, для себя. Волнуется, краснеет. «Только Жене Антипову — своему другу, коллеге могу почитать. А так…». Насилу уговорил показать их мне и попросил разрешения стихи из его потаённой тетрадки перенести в газету ради праздника автомобилистов, его профессионального праздника. Поэт – шофёр! Звучит поэтически. Согласитесь!

Я не знаю, как начать.
Дело было в мае.
Шёл из Мурманска домой,
На стоянку стали.
Развели в лесу костёр,
Рюмочки достали,
И пошёл наш разговор,
Хоть мы и устали.

Сердце тронула печаль,
Слушал бы да слушал.
Расставаться было жаль,
Слово грело душу.

Мир объяла красота
В этот майский вечер
От горячего костра,
От душевной встречи.

Вспоминается с тоской,
Как тогда мы жили;
Дружбой верной шоферской
Очень дорожили.

Не боялись мы ни гор,
Ни разбитых трактов.
Был тогда любой шофёр
Для шофёра братом.

Народный смотритель

Накануне 75 – летия Великой Победы в Отечественной войне 1941 – 1945 годов комитетом по созданию и работе мемориального комплекса Поле памяти учреждено почётное звание «Народный смотритель».

Оно присваивается людям, которые внесли вклад в создание и благоустройство памятного места. Одним из таких людей является Почётный гражданин города Вязьмы Дубнярский Иосиф Захарович. Личность легендарная в нашем городе и не только. На протяжении многих лет он возглавлял Совет директоров предприятий автомобильного транспорта Смоленской области. Награждён орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени», «Орденом Дружбы», медалями «За преобразование Нечерноземья», «Ветеран труда». В 1992 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта». Казалось бы, какое отношение он имеет к созданию народного мемориального комплекса Поле памяти у деревни Красный Холм? Оказывается, самое непосредственное. Это первое в Советском Союзе Поле памяти создавалось народом на общественных началах. И предполагало весьма скромный вид, так как намечалось, что на нём будет увековечена память погибших на войне механизаторов и шоферов. Но когда стало известно, что на этом месте в октябре 1941 года погибли 20 и 24 Армии, было решено провести захоронение разбросанных по близлежащим лесам останков советских воинов и перезахоронить в одном месте. Поле памяти решено было преобразовать в мемориальный комплекс и придать ему соответствующий вид. Но где в 1985 году найти бетонную плитку для того, чтобы уложить дорожки? И вот тогда, узнав о проблемах, начальник автоколонны 1134 Дубнярский И.З.предложил свою помощь и выделил дорожную плитку для выполнения необходимых работ. Мемориал приобрёл другой вид, машина «ЗИС – 5» вместо Поля памяти заняла место возле транспортного предприятия, а около четырёх тысяч останков были перезахоронены на Поле памяти. Сегодня, когда автомобилисты отмечают свой профессиональный праздник, есть необходимость вспомнить о них не только как о людях, преданных делу и высокого профессионализма, но и как о людях высокой морали и ярких патриотов во всех ипостасях. Одним из таких людей был Иосиф Захарович Дубнярский.

Добрая память

Семидесятые годы. Где могли встретиться владельцы машин? Конечно, в гаражах. Надо заметить, что автомобилей в частной собственности в то время было мало. А их владельцы назывались автолюбителями.

Кооперативные гаражи были местом, где делились новостями, обсуждали новинки отечественного автопрома. «Самоделкины» хвастались примочками к «Жигулям», «Москвичам», «Запорожцам». «Волга» в частных гаражах была большой редкостью. Ну и, что греха таить, пропускали по рюмочке. Сейчас этот клуб по интересам потерял прежнее значение. Автолюбители машин ставят свои авто под окнами домов. Живое общение автомобилистов и обмен опытом заменяют станции технического обслуживания, компьютеры. Так и хочется сказать: «Скучно живём, товарищи!». Призывать всех в гаражи не модно, да и незачем. Другая настала жизнь, но вспомнить о том времени всё-таки нужно, а в День автомобилистов и важно. Это же часть истории не только автолюбителей, но и всей нашей страны. Так что, с праздником! Удачной поездки вам в удивительную страну с названием «Добрая память!»

Материалы подготовил Александр Клименков.