Большая учительская неделя проходит в России

Её мероприятия проходят со второго по восьмое октября и охватывают все субъекты страны.

Большая учительская неделя — ключевое событие Года педагога и наставника, объявленного Президентом РФ. Задача — создать ежегодную традицию, приуроченную к празднованию Дня учителя, которая объединит представителей одной из самых нужных профессий в России.

А что для вас значит слово «учитель»?

Ролик доступен по ссылке: https://vk.com/video638528062_456251128

Комментарий члена Экспертного клуба региона

Понажев Юрий Олегович, юрист

-Школа за последние годы существенно изменилась. Усилилось внедрение в образовательные процессы современных технологий, взаимодействие учителя и учеников стало менее формализованным, в программе появилось значительное число предметов, не входящих в базовый образовательный компонент. Тем не менее, основополагающие вещи в процессе образования остаются неизменными — это и необходимость освоения учениками образовательной программы, их подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, формирования у них определённого набора качеств для подготовки их ко взрослой жизни.
Сам процесс образования предполагает, что учитель должен быть прежде всего предметником, дающим ученику возможность получить определённый набор знаний и навыков в рамках своего предмета. Роль учителя в качестве воспитателя была больше характерна для советского времени. Тем не менее, в последние годы в программе появляются мировоззренческие модули, такие как «Разговоры о важном», которые усиливают роль учителя именно как наставника и воспитателя. Возникает вопрос о том, пытаются ли такие курсы привить ученикам некую идеологию (следует отметить, что обязательная, государственная идеология в России в настоящее время запрещена Конституцией) или лишь сформировать у учеников некую ценностную шкалу. Видимо, сущность и содержание таких занятий будет сильно зависеть от позиции конкретного учителя, проводящего занятия. Введение новых обязательных курсов, единых учебников не означает, что разные учителя не могут подавать материал под разным углом — думаю, что так часто и происходит в зависимости от взглядов конкрентного учителя. При этом есть некоторые основополагающие максимы, которые не должны ставиться под сомнение никем из педагогов.
Уровень учеников в классе может быть разным и встаёт вопрос — должны ли классы комплектоваться исходя из уровня учеников или в каждом классе могут быть ученики самого разного уровня. В случае первого подхода ставится под вопрос доступность образования; неясно, будут ли у учеников, которые изначально показали невысокие показатели, в дальнейшем существенно улучшить свои результаты. Второй подход создаёт риски, что слабые ученики будут тянуть вниз сильных учеников. Думаю, что эксперты в сфере педагогики и образования могли бы представить аргументы в пользу как первого, так и второго подходов. Вопрос выбора одного из подходов в качестве приоритетного является спорным и дискуссионным.
Учителя часто высказывают справедливую критику в отношении того, что образование стало восприниматься как услуга. В связи с этим из Федерального закона «Об образовании» в прошлом году исключено понятие «образовательная услуга». Тем самым на государственном уровне дана соответствующая оценка тому, что концепция образования неизмеримо шире, чем просто предоставление каких-то услуг ученикам и их родителям. Некоторые педагоги считают, что работа учителя должна считаться государственной службой. Такой подход применяется, например, в Германии. Вместе с тем, в случае внедрения такого подхода в России пенсионный возраст для учителей будет повышен, учителя будут обязаны заполнять декларации о доходах и расходах, они не смогут заниматься предпринимательской деятельностью (репетиторством), на их зарплаты не будут распространяться требования о доведении их до среднего уровня по региону, продолжительность их отпуска существенно уменьшится, а рабочей недели — увеличится, им придётся подавать декларации о страницах, которые они ведут в социальных сетях, в отношении них начнут действовать ограничения на получение подарков, а также некоторые ограничения на публичные высказывания, связанные с оценкой деятельности государственных органов, ограничения на предвыборную агитацию. Думаю, что в случае распространения на учителей ограничений, характерных для государственных служащих, в педагогическом сообществе и по профсоюзной линии произойдёт настоящий бунт, поэтому превращение педагогов в государственных служащих для России неактуально.
Воспитание гражданской идентичности — важная функция школы, значение которой в последние годы , как уже отмечалось, только усилилось. Важно лишь, чтобы внедрение новых предметов и подходов, проведение дополнительных мероприятий не привело к отвлечению внимания учителей и учеников от обязательных предметов. ЕГЭ пока никто не отменял, и за низкие результаты ЕГЭ в классе спрос с учителей может быть немалым.