В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Глава государства в ходе «открытого урока» напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» — это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», — добавил он.
Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. «Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности», — сказал Путин.
«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные», — добавил он.
Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация — это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», — подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.
Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных — участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», — сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.
Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?
Комментарии членов Экспертного клуба региона
Андрей Боедов, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания бюджетного общеобразовательного учреждения Подрощинской основной школы Ярцевского района Смоленской области:
-Технологический суверенитет является важнейшим условием сохранения и развития нашего государства. Однако, путь к суверенитету требует решения целого ряда задач, связанных с необходимостью кратного увеличения количества ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками, соответственных государственных инвестиций в научную инфраструктуру, целенаправленного развития системы национального образования. Очевидно, что активная деятельность в этом направлении ведется. И чем интенсивнее государство и общество будут трудиться над решением проблемы технологической зависимости, тем быстрее страна добьется успеха.
В своих высказываниях в ходе «открытого урока» Президент обозначил наиболее перспективные направления. В свою очередь, не могу не отметить, что, учитывая «имперский характер» и особое геополитическое положение нашей страны, раскинувшейся на огромной территории в Европе и Азии, богатой природными ресурсами, существует множество потребностей, в том числе в разработке более быстрого и экономичного транспорта, глубокой переработке природного сырья и сельскохозяйственной продукции, создании новой техники для различных отраслей народного хозяйства… Соответственно, развитие технических, химических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских наук нуждается в первоочередном внимании. При этом необходимо отдать должное и развитию военных наук. Ведь технологический суверенитет и научно-технический потенциал нужно не только создать, но и защитить…
Для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят, кроме распространенной практики профессионального тестирования, можно более широко использовать возможности цифровых технологий для ознакомления молодежи с различными профессиями, а также для пробной профессиональной деятельности, например, на учебном симуляторе.
«Разговоры о важном», которые в текущем учебном году вошли в жизнь учащихся, безусловно, необходимы… Конечно, эффект в данном случае определяется целой совокупностью разных факторов, в том числе и возможностями преподавателя. В то же время, в узких рамках предметной программы педагог весьма ограничен в возможности обсудить с учениками действительно важные вопросы, связанные с жизнью государства и общества, традиционными ценностями, актуальными проблемами жизни человека в современной России, а «Разговоры…» позволяют эту пустоту заполнить. Причем, потребность в открытом и честном диалоге на важные темы есть у самих детей, нуждающихся в ответах на сложные жизненные вопросы. Если школа и родители не дадут разумных ответов, то ребенок будет искать их где-то еще, сегодня чаще всего ищут в интернете. И тогда последствия могут быть непредсказуемыми…
Людмила Парфёнова, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Вяземский вестник»:
-Президент В.В. Путин заявил, что без технологического суверенитета невозможно добиться лидерства, и Россия сделает все необходимое по ключевым направлениям, обеспечивающим суверенитет. Россия может достигнуть технологического суверенитета уже в ближайшие 10 лет при условии создания несколько десятков собственных разработок, заявил сопредседатель Президента по цифровизации Дмитрий Песков. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что полный суверенитет не может достичь ни одна страна. Однако по ключевым элементам современных технологий технологический суверенитет необходим. Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, назвал главный принцип достижения технологического суверенитета — создание целостной системы экономического развития, которое не зависело бы от иностранных государств. И привел примеры, доказывающие, что Россия уже добивалась суверенитета и в космосе, и в создании гиперзвукового оружия, и в атомных технологиях.
Ученые определили шесть перспективных отраслей науки. В приоритетные направления вошли информационно-коммуникационные технологии, науки о жизни – биотехнологии, медицина; новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение. Они будут включены в государственные программы, программы крупных российских компаний для дальнейшего их перспективного развития.
В настоящее время разработана новая концепция профессиональной ориентации школьников. Практически в каждой школе для детей организована «проба сил» в различных видах деятельности. Создаются профильные классы, факультативы, в последнее время широко распространены детские технопарки «Кванториум» – это все направлено на раннюю профориентацию молодежи и выявлению талантливых детей.
В день знаний 1 сентября в Калининграде Путин провел открытый урок «Разговор о важном». Он подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться эта работа, чтобы дети и подростки узнавали больше о разных профессиях. Кроме того, в школах будут проходить уроки о привитии правильных ценностей, где будут обсуждаться вопросы патриотизма, нравственности, умения отличать правдивую информацию от манипуляций, что, несомненно, принесет большую пользу для подрастающего поколения.
Фото: www.kremlin.ru