2022-й год Указом Президента объявлен годом культурного наследия народов России. Символично, что для нашего города он начался с новости о передаче в собственность Вяземской епархии одного из символов героического прошлого Вяземской земли — Спасской башни. На почве этого события еще в прошлом году завязалась дискуссия между представителями краеведческого сообщества и руководством епархии. Тем не менее, в первые дни нового года стало известно, что у Спасской башни появился новый владелец.
«Крещение» огнем
Пережившая две отечественные войны, Спасская башня является одним из немногих уцелевших памятников оборонного зодчества и единственным «живым» напоминанием об окружавшей наш город Вяземской крепости. Всего в 1630-1633 годах вокруг Вязьмы было возведено десять башен. Каменная Спасская была заложена одной из первых на высоком восточном берегу реки Вязьмы. То, что она сохранилась до наших дней, историки называют настоящим подарком судьбы. В 1812 году часть башен Вяземской крепости была взорвана французами, а в 1943-м последняя, чудом спасшаяся башня вновь прошла «крещение» огнем. Тогда после взрыва, произведенного в ней отступавшими немецкими войсками, сильно пострадала облицовка и кладка стен, а также сводчатые перекрытия ярусов, амбразуры и ниши.
В годы советской власти башня являлась собственностью военного комиссариата и использовалась в качестве склада. Упоминание об этом можно найти в архивном фонде Отдела народного образования Смоленского губисполкома, в протоколе заседания комиссии по охране памятников искусства и старины от 29 марта 1924 года. В отчете о посещении Спасской башни говорится: «…Состояние ее можно признать удовлетворительным: трещин в стенах нет, только кое-где в штукатурке, у основания же кое-где выпал кирпич, нижние бойницы были закрыты ставнями, а верхние открыты и в них намело снег».
Однако в своей статье «Древняя каменная башня города Вязьмы» за 1917 год археолог Е.Н. Клетнова отмечает неудовлетворительное состояние Спасской башни. «…«матери», никого не спросивши, устроили в ней водонапорный бак, <…> во втором этаже, для чего и выломали означенную лестницу и во многих местах пробили стены для балок, на коих утвержден бак, а также для водопроводных труб, — приводит свои наблюдения этнограф. Средний ярус занят монастырским лабазом: в нем понаделаны деревянные закрома для муки, стоят бочки с керосином и нефтью для двигателя, который качает воду в бак из реки Вязьмы. Здесь же стоят пустые сельдевки и всякая рухлядь. У входа висит коромысло».
«Замечательная древность»
В документах архивных фондов и материалах научно-справочной библиотеки Государственного архива Смоленской области действительно имеется указание на то, что Спасская башня являлась церковным имуществом. В архивном фонде Канцелярии Смоленского губернатора хранится письмо вновь назначенной игуменьи Аркадиевского монастыря Августы к Вяземскому городскому голове от 8 февраля 1834 года, в котором матушка просит продать каменную башню, «как и прочие две проданы за двести рублей для сделания из оного кирпича каменной ограды и прочих необходимо-нужных монастырских зданий». В письме генерал-губернатора Смоленскому гражданскому губернатору от 4 июля 1836 года о возможности сноса ветхой крепостной башни отмечено: «Ныне статс-секретарь Дмитрий Николаевич Блудов уведомил меня, что по представлению… Комитету гг. министров [на] журнале оного последовало собственноручное Его Императорского Величества повеление: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В донесении Вяземского городского головы Сидора Неронова от 25 августа 1836 года значится: «И желая изъявить мою верноподданническую готовность к соблюдению каз[енного] интереса, с истинным моим усердием приемлю исправление означенной башни во всем согласно планов и фасадов… и сметы на свой счет…».
На ремонт башни была составлена смета в сумме 5162 рубля 50 копеек. После его окончания 24 июня 1837 года двухэтажная каменная башня была передана Аркадиевскому монастырю. В «Историко-статистическом описании города Вязьмы и уезда его», составленном Ф. Никифоровым и В. Неверовым и помещенном в приложении к «Памятной книжке Смоленской губернии за 1856 год», сообщается: «В настоящее время башня находится в черте монастырских владений и служит монастырю кладовой для разных хозяйственных запасов. Хороший присмотр за башней поддерживает эту замечательную древность г. Вязьмы».
Историческая справедливость?
В 1970-е годы был разработан первый проект реставрации Спасской башни Вяземской крепости. К 1980-му году реставрационные работы были завершены, и уникальный памятник оборонного зодчества XVII века впервые за три столетия предстал в обновленном виде. В очередной раз вопрос о состоянии Спасской башни был поднят уже в наши дни. В сентябре 2011 года в ходе встречи делегации Вяземского района с Д.А. Медведевым была озвучена просьба о проведении отопления и освещения в башне для того, чтобы в будущем здесь мог разместиться музей. Пожелание вязьмичей было услышано, и уже в начале 2012 года ремонтные работы были завершены. Однако открытия музея за этим не последовало, а на двери одного из главных архитектурных символов города был повешен замок.
Являясь памятником архитектуры федерального значения, Спасская башня с 2018 года находилась в оперативном управлении Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. В середине сентября 2021 года руководитель Агентства Алексей Меньшов лично посетил наш город и ознакомился с текущим состоянием башни. Итогом визита стало принятие решения о реставрации памятника архитектуры и дальнейшей передачи его Вяземской епархии. «Теперь этот древнейший объект исторического наследия продолжит свое существование, вновь оказавшись в лоне церкви, и историческая справедливость будет восстановлена», — прокомментировала пресс-служба Агентства.
Такое решение, мягко говоря, озадачило вязьмичей, и в нашу редакцию стали поступать вопросы от подписчиков, обеспокоенных судьбой башни. На редакционный запрос, направленный нами в адрес Вяземской епархии в октябре прошлого года, пришел ответ, что в связи с началом работ по возрождению Аркадиевского женского монастыря все здания и сооружения, входившие некогда в состав его ансамбля, находятся в стадии передачи для его нужд. В ансамбль монастыря исторически входила и Спасская башня — единственное из уцелевших строений существовавшей некогда Вяземской крепости. «Это фортификационное сооружение решением Императора Николая I было отремонтировано на средства горожан и в 1836 году передано для хранения запасов монастыря. Так оборонный бастион был сохранен и впоследствии использовался по своему первоначальному назначению в годы лихолетий XX века», — обосновали составители письма. В епархии также сообщили, что ведут переговоры с Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры по вопросу оформления передачи Спасской башни в состав строений возрождаемого Аркадиевского монастыря и что в дальнейшем ее сохранение и использование будет осуществляться в строгом соответствии с буквой закона.
Символ города
Так выяснилось, что башня, являющаяся уникальным фортификационным сооружением и памятником оборонного зодчества, признана объектом религиозного назначения. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество, построенное для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей). Спасская башня не была построена для нужд монастыря, но примыкала к его территории и, как мы помним, даже получила свое название по находившейся рядом церкви Нижнего Спаса Всемилостивого.
Мнения горожан, интересующихся этой историей, вновь разделились. Часть жителей убеждена, что Спасская башня, как часть Вяземской крепости, прежде всего служила для защиты города и уцелела благодаря усилиям горожан, в то время как служительницы монастыря не нашли для нее лучшего применения, чем хозяйственный склад. Другая же половина вязьмичей считает вполне закономерным возвращение башни в ансамбль Аркадиевского монастыря и видит в передаче ее церкви единственную возможность сохранить этот памятник архитектуры от разрушения. «Если это делается ради сохранения истории Вязьмы, памяти об утраченных монастырях, храмах и самой крепости, то инициативу можно назвать очень своевременной, – поделилась своим мнением вязьмичка Татьяна Рапей. – В любом случае это лучше, чем оставить башню стоять в запустении».
Тем временем на запрос члена Союза краеведов России Алексея Пугачёва в Министерство культуры в отношении будущего Спасской башни пришел официальный ответ, согласно которому «территориальному управлению Росимущества в городе Москве поручено провести необходимые мероприятия по обращению Вяземской епархии Русской православной церкви о предоставлении данного объекта указанной религиозной организации». Предложение обратиться в Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры с просьбой передать башню в безвозмездное пользование Вяземского историко-краеведческого музея руководство муниципалитета признало нецелесообразным, так как «вне зависимости от мнения местного самоуправления вышеназванное имущество в соответствии с Федеральным законодательством будет передано заинтересованной стороне», то есть Вяземской епархии.
По информации, предоставленной Русской православной церковью, после завершения процедуры передачи и реставрации башни в ней планируется размещение церковного музея, экспозиция которого будет посвящена истории вяземских храмов и святых. В настоящее время начата подготовка к проведению ремонтно-реставрационных работ и ведется поиск финансирования. «В городе достаточно мест, где можно создать подобную экспозицию, — считает главный хранитель Вяземского историко-краеведческого музея Юлия Петрова. – К примеру, новый Духовно-просветительский центр, где есть все условия для хранения хрупких церковных реликвий. Спасская башня должна стать полноценным гражданским, а не церковным музеем, тем более что она является символом нашего города, вошедшего в прошлом году в Большое Золотое кольцо России».
Мария Киселёва.