Вяземский щебёночный завод: вчера, сегодня…

На протяжении не одного десятка лет коллектив Вяземского щебёночного завода производил такую нужную в строительстве продукцию, как щебень и песок. Построены сотни жилых домов не только на Смоленщине, но и в Москве и Московской области, отремонтированы старые и построены сотни километров новых дорог – и все это благодаря продукции самого высокого качества, выпускаемой на заводе. Восемьдесят шесть лет назад завод начал отсчёт своей истории. Как же все начиналось?!

Летом 1935 года прошли первые геологоразведочные работы на Батищевском гравийно-галечном месторождении в Вяземском районе. Разведка произведена геологами треста «Лентранспроект» НКПС. К этому времени карьер уже разрабатывался, и добываемый камень использовался для нужд Западной железной дороги. В 1935 году и вплоть до начала Великой Отечественной войны здесь велись работы по добыче балласта для нужд железнодорожников станции Вязьма. Добыча ПГС (песчано-гравийной смеси) осуществлялась ручным способом с погрузкой в вагонетки и транспортировалась из карьера.

Началом промышленной разработки Батищевского месторождения можно считать 1941 год. «Транспроекткарьер» составил комплексный проект разработки карьера и постройки завода на 300 тысяч кубометров гравия в год. В июне 1941 года уже были построены первая очередь завода и узкоколейная подъездная ветка от станции Вязьма. Великая Отечественная война приостановила работу завода, более того, завод был уничтожен, а ветка разобрана. Летом 1943 года, после освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков, Карьерное хозяйство Западной железной дороги возобновило добычу песчано-гравийной массы, чтобы использовать ее как балластный материал. К месторождению была подведена ширококолейная ветка. Всего в период с 1943 по 1949 годы было добыто 25-30 тысяч кубических метров балласта.

В 1947 году московская контора «Транспроекткарьер» разработала первый вариант проекта строительства щебёночного завода с мощностью 100 тысяч кубометров путевого щебня в год на базе Батищевского месторождения. В том же году началось строительство щебёночного завода. К началу 1949 года был утвержден окончательный вариант технического проекта, включающий не только строительство карьера, камнедробильного завода и электростанции, но и строительство жилого поселка на 380 жителей, столовой, хлебопекарни, детских яслей, магазина, бани и медицинского пункта. За восемь месяцев первого года своего существования щебёночный завод выработал 16,3 тысячи кубометров щебня и постоянно наращивал его ежегодный выпуск.

Шло время. Страна восстанавливалась после войны, потребности в щебне все возрастали. Геологоразведочная партия института «Гипротранскарьер» провела дополнительную разведку запасов Вяземского, бывшего Батищевского, месторождения. Теперь месторождение состояло из трех участков: Батищевского, Зубовского и Горловского. Результаты обнадёжили: в запасе 20,5 миллиона кубометров валунно-гравийно-песчаного материала. Институт приступил к разработке проекта реконструкции Вяземского гравийно-сортировочного завода с целью получения щебня в объемах 200 тысяч кубометров в год. В ходе разработки проекта производительность завода по щебню была увеличена. Уже в 1968 году завод выработал 299 тысяч кубометров щебня. На предприятии применялось самое современное в то время оборудование, существенно снижающее долю тяжелого ручного труда.

В 1962 году вблизи щебёночного завода началось строительство предприятия по производству железобетонных шпал. Остро встал вопрос по обеспечению его крупными заполнителями для бетона. Существующий гравийно – сортировочный завод не мог обеспечить необходимые объемы и качество щебня, поэтому институту «Гипротранскарьер» было выдано новое проектное задание на строительство Вяземского гравийно-сортировочного завода производительностью 686 тысяч кубометров щебня в год.

С 1967 по 1971 годы шло строительство нового дробильно-сортировочного цеха. Это уже был завод с совершенно другим техническим оснащением, лучшими условиями труда, комплексной механизацией всех основных технологических процессов. В технологии применялись системы гидроподавления пыли, промывка всей продукции, что позволило песок и щебень использовать при изготовлении железобетона; гидротранспорт, оборотная система водоснабжения. Была проведена автоматизация всего процесса производства продукции. Акт приёмки Вяземского гравийно-сортировочного завода был подписан рабочей комиссией 27 декабря 1971 года. Максимальный выпуск щебня заводом (дробильно-сортировочный цех №1 и №2) составил 873,3 тысячи кубометров в год.

Технология цеха №1 морально устаревала, требования к качеству путевого щебня повышались, и в 1980 году этот цех был остановлен, а затем демонтирован.

В 1990 году отработка Батищевского участка месторождения завершилась. По решению управления Московской железной дороги сотрудники института «Гипротранспуть» произвели геологическую разведку новых участков: Харьковского с объёмом запасов 25 миллионов кубометров и Селивановского — 20 миллионов кубометров. Позже тем же институтом был сделан рабочий проект реконструкции щебёночного завода с учётом перехода на отработку Харьковского участка. Под реконструкцию завод получил экскаваторы ЭКГ-5, ЭШ 6,5/45, бульдозеры, автокран, самосвалы, думпкары. В июне 1995 года карьер Харьково был открыт. К сожалению, реконструкция не была проведена полностью, а только открыт новый карьер, построены линия электропередачи и подъездной железнодорожный путь протяжённостью 10,5 километра, и абсолютно не коснулась основного дробильно-сортировочного цеха. Это не позволило достичь проектной мощности — 440 тысяч кубометров щебня в год.

В 1997 году Министерство путей сообщения приняло решение о запрещении применения в качестве балластного материала на главных путях железнодорожного транспорта щебня из гравийных пород. Управление дороги полностью отказалось от поставок продукции завода. Остро встал вопрос о переориентации завода на выпуск новых видов продукции, которые находят применение в строительной индустрии страны. Был осуществлен переход к выпуску строительного щебня фракций 3-10 мм и 5-20 мм, а также мытого песка с модулем крупности 2,6 мм. Достигнутая производительность предприятия по каменной продукции составила 400 тысяч кубометров щебня в год.

В 2012 году началось освоение Селивановского участка с одновременной реконструкцией ДСЦ и изменением технологии ведения добычи и переработки горной массы. В результате мощность предприятия по выпуску каменной продукции возросла до 715 тысяч кубометров щебня в год. Было проведено изменение технологии работы на складе готовой продукции.За свою 86-летнюю историю завод выпустил свыше 60 миллионов тонн щебня и 40 миллионов тонн песка. А 1 июля 2021 года решением собственника работающее предприятие было остановлено, 300 человек уволены с завода. Это известие стало большой неожиданностью для вязьмичей. волновали вопросы: что произошло? Почему завод был закрыт так внезапно?

Подготовила Людмила Парфёнова.