30 апреля 2021 года исполняется 95 лет со дня рождения Народного художника РФ Альберта Георгиевича Сергеева. В Вязьме художественная школа носит имя выдающегося скульптора, на счету которого — свыше 200 скульптурных произведений. С нашим городом скульптора связывает начало его творческой деятельности. Именно здесь в изостудии при городском Доме культуры, которой руководил Сергей Владимирович Журавлёв, открылся талант А.Г.Сергеева, определивший будущее скульптора и его скульптур.
Родился Альберт Георгиевич в деревне Левинки Тёмкинского района в 1926 году. Отец мальчика, Георгий Сергеевич, рабочий Путиловского завода в Петербурге, после революции в 1918 году возвратился в родные места, на Смоленщину, где поступил на работу в вагонное депо станции Вязьма и проработал там слесарем, а затем мастером более сорока лет.
Очевидно, что родители Альберта Георгиевича уделяли должное внимание сыну и, заметив в нём искру божию, всё делали для того, чтобы она не угасла. В 1933 году, когда Альберту исполнилось семь лет, семья переехала в Вязьму, и мама будущего скульптора отвела сына в изостудию, где талантливый от природы педагог С.В. Журавлёв приложил все усилия, чтобы развить способности ученика.
Альберт Георгиевич, будучи уже профессором и известным скульптором, не забывал благодарить родителей и учителей за их участие в его жизни.
Мы познакомились с А.Г. Сергеевым в Смоленске. Причиной этого знакомства был выпускник художественно-графического факультета Смоленского пединститута Владимир Максимов. Когда же я оказался в Вязьме, Альберт Георгиевич обратился ко мне с просьбой встретить маму Александру Ивановну на вокзале в начале лета и отвезти её на малую родину, в деревню Левинки Тёмкинского района, где у них сохранился небольшой домик, а затем осенью отправить её электричкой в Смоленск.
Когда Альберт Георгиевич приезжал в Вязьму, мы находили возможность встретиться. Остановившись у меня на ночлег, он мне рассказывал о своём отце. Поскольку Екатерининское кладбище находилось недалеко от улицы Пушкина, где я в то время жил, мы посещали могилу Георгия Сергеевича. И Альберт Сергеевич рассказывал о том, что он впервые снимал посмертную маску с лица покойного родителя в 1967 году.
А на стеле с именами воинов, похороненных на Екатерининском кладбище, мы обнаружили фамилию дяди Альберта Георгиевича, который был призван на войну в Вязьме, здесь и погиб, попав под бомбёжку. Долго искали в военных архивах место и время гибели дяди, а обнаружили, что два брата захоронены на одном кладбище, родственники долгое время не знали этого.
Мы решили посетить учителя Альберта Георгиевича, который, подарив все свои работы городу, уехал в город Дубну Тульской области. В поздравлении своему ученику с Новым годом он на открытке оставил обратный адрес, по которому мы и нашли Сергея Владимировича и его семью.
Несмотря на свою занятость (Альберт Георгиевич Сергеев, будучи постоянно действующим мастером скульптуры, работая в мастерской и создавая в скульптурных произведениях историю Смоленской области и города Смоленска, являлся профессором Смоленского государственного педагогического института, с 1962 по 1986 годы возглавлял правление Смоленской организации Союза художников России), ученик нашёл возможность и время хлопотать за своего учителя, который жил в очень стеснительных условиях в Тульской области, на получение жилья в городе Вязьме. И даже когда Сергея Владимировича Журавлёва перевезли в его новую благоустроенную квартиру, продолжал мне давать поручения посмотреть, не нуждается ли в чём его учитель.
В выборе места учёбы Альберта Георгиевича прослеживалась дань памяти отцу. А это и Ленинградское художественное училище имени В.Серова (ныне Н.К.Рериха), а затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР. Надо отметить то, что в этом городе жил и работал Георгий Сергеевич, который, очевидно, много рассказывал сыну о славном городе на Неве.
А к тому времени Альберт Георгиевич был сам очень зрелым человеком. Ведь закончив семь классов вяземской школы №3 в 1941 году, его ждал фронтовой университет военного времени. А.Г. Сергеев в 17 лет был призван в Советскую Армию, в которой прослужил до 1950 года разведчиком 764 — го армейского истребительно-противотанкового 51 — го артиллерийского полка Прибалтийского фронта. Дослужился до звания ефрейтора и только после демобилизации смог осуществить свою давнишнюю мечту стать скульптором.
В творчестве фронтовика на протяжении всей его жизни война будет держать под прицелом. Это и скульптура Скорбящей матери в Смоленске, и скульптурная композиция Советской гвардии в Ельне, и как венец этой темы — памятник Василию Тёркину и его автору Александру Трифоновичу Твардовскому в областном центре.
Не случайно члены литературных творческих союзов в Смоленске мероприятия заканчивают возле памятника Александру Трифоновичу Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину. Союзы литераторов и художников связывает не только творчество, но и отношение к творцам. Особенно ярко это выражено у скульптора Сергеева. На многих зданиях в Смоленске — памятные доски литераторам скульптора Сергеева. Памятник автору «Катюши» в Смоленске М.В.Исаковскому тоже принадлежит талантливому скульптору А.Г. Сергееву.
Альберт Георгиевич стал тем связующим звеном, которое является цепью нескольких поколений. Посудите сами: его отношение к своему учителю — это ли не пример для подражания и почитания учеником своего учителя. Но ещё ярче примеры отношения Альберта Георгиевича к своим учениками. Их целая плеяда. Опытный мастер передавал наследие таланта своим последователям. Большим доверием и счастьем для студентов СГПИ была работа в мастерской скульптора.
Любовь Павловна Даниленкова волею судеб оказалась в Вязьме. Ученица Альберта Георгиевича с благоговением вспоминает своего учителя. Хотя тот факт, что женщина-скульптор — само по себе уже явление феноменальное, но то, что она выбрала именно своей профессией скульптуру — пример её учителя, которым был и остаётся Альберт Георгиевич.
Валерий Степанович Гращенков — человек для меня близкий и откровенный, поскольку нас объединяет целая жизнь. Учились в одной школе и до сих пор поддерживаем добрые отношения. Он — последователь своего учителя не только в скульптурном творчестве, но и в том, что заменил своего учителя, став профессором Смоленского государственного педагогического университета в Смоленске. В творчестве В.С. Гращенкова — духовная тема, которая выражена в его скульптурах преподобному Авраамию Смоленскому, крестителю Руси князю Киевскому Владимиру, но в памятнике коменданту 4 — й гвардейской дивизии, генералу П.Ф.Москвитину просматривается дань последовательности военной теме учителю А.Г. Сергееву.
В школе имени А.Г. Сергеева непременно выпускники пойдут вслед за тем, чьё имя она носит. Если даже окончивший её не станет профессиональным художником, в его жизни всегда путеводной звездой будет светить и творчество Альберта Георгиевича, и сама его жизнь как таковая.
Фронтовик А.Г. Сергеев награждён орденом Отечественной войны II степени, многими медалями. Профессор Смоленского педагогического института награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почёта. Скульптор А.Г. Сергеев удостоен высокого звания Народный художник РФ, он Почётный гражданин города-героя Смоленска. Художественная школа в городе Вязьме носит имя Альберта Георгиевича Сергеева.
Но самое важное то, что смоляне носят в сердце благодарность творцу за созданные им произведения и сами являются соучастниками и свидетелями его творений. В непростое время создавался памятник поэту Александру Трифоновичу Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину. Смоляне стали инициаторами и участниками сбора средств на это скульптурное произведение. Мне посчастливилось видеть это творение в шамотной глине в мастерской художника, где обсуждалась будущая судьба и отливка памятника в бронзе на одном из белорусских заводов.
Памятники героям Отечественной войны 1812 года, памятник первому в истории человечества космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. Это всё история Смоленщины и России, увековеченная в творениях великого мастера Альберта Георгиевича Сергеева, чьё имя славится в памяти народной и в его бессмертных работах.
30 апреля в учебных заведениях, в краеведческих музеях, в общественных организациях и в официальных органах на Смоленщине, несомненно, будет упомянуто имя скульптора Альберта Георгиевича Сергеева. Незабвенно оно присутствует и в нашем городе воинской славы Вязьме. В городе, который связан с именем замечательного художника и гражданина, творчество которого получило начало здесь, в Вязьме, чем мы, несомненно, гордимся и помним об этом.
Александр Клименков.
Фото: biograph.ru