Всякий человек в свое время является очевидцем или участником неповторимых событий и уникальных обстоятельств. Воспоминания людей, живших в разные эпохи, независимо от того, досталась им заметная в жизни роль или рядовая, помогают сохранять незримую связь с прошлым. Большинство вязьмичей неплохо знают историю своей героической земли и гордятся этим славным прошлым. Из поколения в поколение здесь передаются знания, не позволяя ослабнуть интересу к национально-освободительным традициям и военной истории малой родины. А ведь сохранение памяти о своем истинном прошлом – одна из главных духовных целей для нашего народа. Не имея исторической памяти, невозможно восстановить духовно самих себя.
Сражение под Вязьмой 22 октября (3 ноября)
Вяземская земля стала ареной кровопролитного сражения авангарда русской армии под командованием генерала М.А. Милорадовича и донского атамана М.И. Платова (25 тысяч человек) с четырьмя французскими корпусами (37 тысяч человек). Несмотря на общий численный перевес французов, русские имели почти двукратное превосходство в коннице. Значительно выше был и боевой дух русских воинов, желавших поскорее изгнать захватчиков с родной земли.
Театр военных действий развернулся в окрестностях города. В два часа дня Милорадович начал очередную атаку, бросив основные силы на правый фланг французской позиции против сильно поредевших к этому часу войск Даву. Началось сражение, в ходе которого русским войскам удалось потеснить неприятеля. Тем временем, опасаясь возможного прорыва и обхода справа, войска Богарне начали отходить к Вязьме. Первоначально они закрепились на высотах перед городом, но огонь русской артиллерии заставил французов сняться с позиций и отступить в Вязьму.
Около четырех часов дня Милорадович начал штурм города. Первым в объятую пламенем Вязьму ворвался Перновский пехотный полк, возглавляемый его командиром – генералом П.Н. Чоглоковым. На городских улицах закипел кровопролитный бой. В самый решающий момент подоспели казаки Платова, и к шести часам вечера Вязьма была окончательно очищена от французов.
Потери неприятеля составили: четыре тысячи убитыми и ранеными и три тысячи пленными. Милорадович и Платов потеряли около 1800 человек. Русские войска захватили несколько орудий, множество обозов и освободили военнопленных, содержащихся в Предтеченском монастыре. Сражение под Вязьмой стало первым в войне 1812 года, в котором русские одержали безоговорочную победу.
Русский поэт П.А. Вяземский – бывший адъютант генерала Милорадовича и непосредственный участник той войны так вспоминал в 1860 году о славном прошлом: «После счастливого окончания Отечественной войны и победоносного похода нашего от развалин Москвы до Парижа Россия свободно вздохнула, ожила духом обновления и возрождения. Никогда страна не стояла на подобной политической, государственной и народной высоте. И тогда каждый имел внутреннее сознание, что по силам своим содействовал этому возвышению. Что все без изъятия вынесли на плечах своих и на духовном могуществе своем Россию из беды, подняли ее на высокую ступень славы и народной доблести».
Вязьма в событиях 1914 года
До XX века человечество пережило ряд войн, в которых участвовали многие государства и были охвачены значительные территории, но именно эта война получила название Первой мировой. Это было продиктовано масштабом военного конфликта. В него в той или иной степени были вовлечены 38 из существующих на то время 59 независимых государств. Результатом войны стал крах четырех империй – Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской. Уцелела только Британская империя.
Вязьма в
1914 году, хотя и оставалась глубоким тыловым городом, но судьбы многих ее
жителей были опалены огнем вой-
ны. Вязьма поставляла бойцов для фронта, принимала раненых и была житницей,
отправлявшей провиант на передовую.
Летом 1914 года, когда Германия объявила войну России, в городе квартировал тяжелый артиллерийский полк, которым командовал полковник Зайончковский. В результате объявленной накануне мобилизации, Вяземский дивизион удвоился с двух батарей до четырех. Добровольцами шли все, даже полицейские. В результате в Вяземском уезде остался один — единственный страж порядка.
«Подъем духа был высоким. Добровольцы были и среди крестьянской молодежи. Обыкновенно рекруты перед отправкой справляли попойку. На этот раз новобранцы отправлялись трезвыми и веселыми». Вернуться домой им было не суждено. Судьба Вяземского дивизиона сложилась трагично. В бою под Алленштейном, что в Восточной Пруссии, он пропал без вести вместе со Смоленским 13-м корпусом.
С первых дней войны в Вязьме приступили к обустройству госпиталей. В то время в городе уже действовало одно из лучших лечебных учреждений в России – Лютовский госпиталь, построенный стараниями купца Михаила Ивановича Лютова, но этого было недостаточно. Под больничные помещения приспосабливались различные здания, и таким образом обустроили четыре госпиталя, которые были переполнены ранеными русскими солдатами и офицерами. Среди активных организаторов – Варвара Петровна Волкова-Муромцева, жена владельца усадьбы Хмелита.
Один из госпиталей размещался в здании женской гимназии. К сожалению, погосты с захоронениями умерших от ран солдат и офицеров были разрушены. В советские времена события тех лет умышленно умалчивались по политическим соображениям, а память о той войне всячески вытравливалась из сознания россиян.
На одном из таких святых мест был построен Вяземский машиностроительный завод. Память о поруганных святынях призывала совесть к покаянию, к торжеству и справедливости православной истории. Покаяние произошло посредством возведения на территории завода часовни. Именовали ее так же, как и разрушенную на этом месте церковь, – в честь Троицы Животворящей.
Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче гранитные плиты
Исторически сложилось так, что Вяземская земля стала и Голгофой, и пантеоном бессмертия – местом величайшей трагедии, где Красная Армия претерпела самое горькое поражение за годы Великой Отечественной войны.
«Вяземским котлом» называют катастрофическое завершение оборонительной операции Западного и Резервного фронтов в октябре 1941 года. Тогда немецкая группа «Центр» прорвала оборону советских войск западнее Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк. Дорога на Москву была открыта. Чтобы спасти положение, советское командование бросило против немецких танковых дивизий едва обученных, плохо вооруженных ополченцев и курсантов.
В 2013 году
на Богородицком поле, на месте попытки отчаянного прорыва из «Вяземского котла»
остатков окруженных советских дивизий, открыт музей, основанный на материалах,
собранных поисковиками. В витрине с солдатскими медальонами – простой листок со страшными цифрами: убитые и
умершие от ран – 200 — 275 тысяч человек, санитарные потери – 120-150 тысяч
человек, пленные и пропавшие без вести – 450 — 500 тысяч человек. Общие потери
Западного, Резервного фронтов, полевых строительств и гражданских наркоматов –
770 — 925 тысяч человек. Более точных и тем более окончательных цифр нет до сих
пор.
Если считать аксиомой фразу великого полководца: «Война заканчивается, когда похоронен последний
солдат», то любой вяземский поисковик скажет, что Великая Оте-
чественная война не закончилась и не закончится в обозримом
будущем. Ежегодно бойцы поисковых отрядов Вяземского района поднимают останки
сотен погибших. В 2009 году на
Богородицком поле был открыт мемориал с главным памятником комплекса в честь московских ополченцев.
С того времени там, отдав воинские и
христианские почести, похоронено более двух
тысяч останков солдат и офицеров.
Долгое время самые горькие страницы или вырывались из истории войны, или переписывались. В книгах и учебниках о страшном «Вяземском котле» сначала не было даже упоминаний, а позже его стали именовать «Вяземской оборонительной операцией» – без упоминания трагических подробностей. В то время поля, где были брошены сотни тысяч погибших, сразу после войны запахивались и застраивались. На месте страшного пересыльного лагеря Дулаг-184, во рвах которого остались лежать более семидесяти тысяч советских военнопленных, построили мясокомбинат. Пять лет назад рядом с этим местом был открыт мемориал в честь погибших здесь мучеников.
В следующем году исполняется 35 лет со дня создания народного Поля Памяти близ деревни Красный холм. Здесь в октябре 1941 года была окружена 20-я армия под командованием генерал-лейтенанта Ф.А. Ершакова, уроженца этих мест. С 2012 года в День памяти и скорби, на рассвете, в четыре утра, на Поле Памяти играют оркестры. Организатор мемориала, Почетный гражданин
города Вязьмы А.К. Клименков считает, что у каждого человека должно быть свое «Поле памяти» – копилка памятных дел, которые важны для грядущих поколений: «Человек должен выстроить мост через маленькие ручейки и большие реки истории, соединяя память в единую территорию, которая называется Отечество».
Подготовила Алина Сотник.