(сказка А.К. Подвысоцкой)
В Смоленской губернии в одной деревушке жил дед Силантий с внуком Иваном. Жили бедно – стар да мал.
— Деда, ты спишь? Деда, расскажи что-нибудь. Сегодня же Рождество, а на твоем веку всякое случалось, – просит Ивашка.
— Я, Ивашка, уже все тебе истории рассказывал. Слышь, как вьюга за окном завывает? В такую круговерть любой с дороги собьется. Добавь-ка огонька в лампаду! Вот так! Может, добрый человек и выйдет на огонек, спасется от вьюги.
Только Ивашка добавил фитиль в лампаде, вдруг дверь распахнулась, аж огонь в лампе затрепетал. «Кого это Бог послал в такую непогодь?» –спросил дед Силантий. И Ивашка за печку полез. А когда пар от мороза рассеялся, на пороге стоит старичок, росточка небольшого, в рваной шубейке, а на голове шапка заячья.
— С Рождеством Христовым! Не ваш бы огонек, сбился бы я с пути! В лесу все ведьмы на шабаш собрались, а черти воют, аж оторопь берет, – говорит старичок, кланяясь.
— Будет тебе мальчонку пугать, вон аж за печку спрятался, – отвечает дед Силантий. – Откуда и куда бредешь ты, старый? В такой плохонькой одежонке расхаживаешь, ить мороз каков! Садись к столу да обогрейся. Печка теплая, на ней и выспишься. Может, чего интересного расскажешь.
Вот старичок снял шубу, валенки, а шапку заячью не снимает. Ну –
гостя за стол, чайку горячего налили, да какую-никакую снедь, что была,
поставили. Расхрабрился и Ивашка: вышел
и сел на лавку.
— Тебе лет десять? – спросил старичок Ивашку.
— Есть ему уже десять, да вот учиться негде. В школу бедных не берут, только в церкви обучаются, – ответил Силантий.
— А тогда я по адресу пришел. Вот есть у меня волшебная шапка: повернешь налево, и любое желание твое исполнится, – весело рассмеялся старичок.
— Я уже большой, в сказки не верю, – грустно ответил мальчонка.
А старичок уминает себе за обе щеки картошку в мундире, а глаза его озорно искрятся.
— Ты забыл, Ивашка, что сегодня Рождество Христово? В этот день много может чего произойти. Ну, попроси что-нибудь, и проверим.
— Вот и попросил бы у шапки хлеба, без хлеба едите, – отвечает Ивашка.
Силантий аж рот раскрыл, когда на столе появился душистый каравай. «Вот это да!» – воскликнул Ивашка и загрустил снова. А старичок говорит: «Я посланник Бога, он рад помочь всем обездоленным, так что верь и попроси что захочешь!».
— Тогда, если можно, моему дедушке – валенки новые, ружье охотничье да кожух теплый, – робко попросил Ивашка.
Снова повернул свою шапку старичок, и появились валенки, шуба волчья
и ружье. Дед Силантий руками отмахивается от добра такого: «Что ты, что ты,
святой отец, ничего не надо!»,
а сам уже гладит ружье и в валенки полез.
Смеется весело старичок: «Ну, что ты, Ивашка, себе не попросил чего-нибудь, а только о дедушке позаботился? Знать, хороший ты человек. Так вот тебе Божье благословение! Возьми эту заячью шапку, и все желания твои будут исполняться под Рождество, а мне Бог другую даст». Утром рано проснулся Силантий – нет святого отца, только на лавке лежит его заячья шапка, а в ней – десять золотых монет…
Прошло десять лет. За эти годы Ивашка выучился, стал большим человеком. Помогал бедным, не обижал старых. Про шапку заячью совсем забыл, а когда заглянул в сундук, то увидел, что от нее одна труха осталась – моль побила. И Ивашка никогда не пожалел, что не попросил у шапки чего-нибудь. Он был скромен и благодарен Богу за то, что получил когда-то. Как говорит дед Силантий: «Не беспокой Бога по пустякам: он сам даст. Только живи правильно…».
Подробнее об авторе этой сказки читайте в газете Вяземский вестник №1 от 09.01.2020