Искусство перевоплощения

Актеры…За свою жизнь они проживают десятки других жизней. Творчество и яркость, всплеск эмоций или наоборот полное их отсутствие — актерская игра завораживает и притягивает внимание зрителя, давая ему пищу для размышлений. Узнаем из первых уст о плюсах и минусах этой профессии, и о том, как стать актером, в беседе с выпускницей театрального факультета Московского института современного искусства, актрисой Лилией Калинченковой.

***

— Лиля, когда Вы решили, что хотите стать актрисой? Как пришла эта мысль?

— Думаю, что эта мысль жила во мне с самого детства. Помню, что с большим удовольствием участвовала в детсадовских и школьных постановках. В школьные годы на постоянной основе занималась в театральной студии. С 2019 по 2023 играла в спектаклях московского «Театрального особняка», с 2021 по 2024 годы – была актрисой МКаТа (Молодежный Камерный Театр).

— Трудно ли было поступить в вуз на театральное отделение?

— Признаюсь, поступить на театральный факультет было очень непросто.

Готовилась к экзаменам с девятого класса. Очень большой конкурс на одно место. В экзаменационной комиссии – профессионалы, педагоги, которые постоянно видят разных студентов и которых сложно чем-то удивить. Но я прошла это испытание и поступила в Московский институт современного искусства, который окончила в этом году.

— Приходилось ли совмещать учебу и работу?

— Да, приходилось. Как многие студенты я училась и работала. Причем, пробовала работать совсем не по профессии. Была продавцом-консультантом в магазине одежды, оператором по работе с клиентами в компании «Яндекс». Бывало так, что после шести вечера у меня были учебные пары, которые заканчивались к десяти. Потом я бежала домой, спала два-три часа, а затем работала в «Яндексе» с полуночи до утра. Времени, конечно же, ни на что не хватало, но благодаря этому опыту я поняла, что могу очень многое… Хотя вся эта работа не приносила удовольствия и не давала сил и энергии, как это дает творчество и деятельность в театре.

— Кем бы стала, если бы не стала актрисой?

— В детстве я очень хотела стать полицейским. Мне безумно нравятся детективы, обожаю разгадывать, исследовать и искать разные варианты решения событий. Наверное, именно поэтому в подростковые годы моим любимым сериалом был «След». И так случилось, что в 2021 году в одной из серий я сыграла там дочь главного героя.

— Лилия, считаете ли Вы актёров избранной кастой, которой можно всё или больше, чем простым смертным?

— Разумеется, нет. Актёры — такие же люди, как и все. Любят спать, есть, путешествовать, проводить время с семьей и друзьями. Просто актеры умеют перевоплощаться и чуть глубже погружаться в историю и истории, потому что это необходимо для профессии.

Думаю, что актеры также более чувствительны к внешнему миру: мы много изучаем, анализируем, фиксируем, а потом из всего этого создаем своих персонажей.

— Как Вы готовитесь к роли, есть ли свои методы, чтобы привести себя в равновесие?

— Это всегда очень специфично, всегда по-разному. Если речь идет о подготовке, когда только ставится спектакль, то в таком случае сначала идет знакомство с пьесой, с ее текстом. Потом начинаются читки и разбор материала с режиссером. Только после этого процесса актер самостоятельно начинает готовиться к роли. Он изучает своего персонажа, придумывает его, создает ему характер, добавляет какие-то особенности и так далее.

После того, как спектакль много раз отрепетирован и фактически поставлен, далее все очень просто. Я, например, глазами прохожу текст за день до спектакля, смотрю свои пометки, вспоминаю особенности персонажа, вживаюсь в него в очередной раз и иду на сцену…

— Есть ли у Вас ритуал перед выходом на сцену?

— Почти у каждого актера есть свой ритуал перед выходом на сцену. У меня тоже есть. Но об этом рассказывать не буду. Пусть это останется маленькой тайной.

— Что Вы чувствуете до и после выхода на сцену?

— До выхода на сцену я всегда волнуюсь. Есть такая примета в театральных кругах, что если до выхода на сцену ты не волнуешься, значит ты посредственный актер и тебе тут делать нечего.

После выхода на сцену, если спектакль, по моим ощущениям, прошел хорошо, то я чувствую удовлетворение и приятную усталость. Но если, по моим ощущениям, спектакль прошел плохо, я расстраиваюсь и ругаю себя за то, что не сделала лучше, не выложилась на все двести процентов.

— Лиля, что Вас вдохновляет в работе?

— Как бы банально это не звучало, но меня вдохновляет весь окружающий мир. Люблю знакомиться с людьми и узнавать у них что-то новое. Мне нравится открывать для себя новые места и фильмы. Обожаю музыку. Люблю выезжать на природу и любоваться ею. С огромным удовольствием работаю с детьми, учу и их чему-то новому. Всё это меня по-настоящему вдохновляет! Но особенно меня вдохновляет, когда мои дела, мое творчество кому-то откликается!

— У какого всемирно известного режиссёра Вы бы хотели сниматься или работать?

— Не знаю, как насчет всемирно известных, но я очень хотела бы поработать в постановке с театральным режиссером Римасом Туминасом. Очень жаль, что в марте этого года его не стало…

Хотела бы сняться в фильмах Жоры Крыжовникова, поработать с Сариком Андреасяном, с нашим признанным метром – Никитой Михалковым.

Если помечтать о зарубежных знаменитостях, то с удовольствием снялась бы в фильме Квентина Тарантино. Очень хотела бы попробовать себя в фильмах Тима Бёртона. Интересно было бы поработать с Гай Ричи, Люком Бессоном. Их творчество мне интересно, они восхитительны!

— Лилия, кто для Вас является идеалом, есть ли какой-то кумир?

— Так сразу и не скажу… Мне нравится изучать творческую среду, как в театре, так и в кино, но на кого-то равняться я не люблю. Хочется быть собой, а не чьей-то копией.