Подпольное имя — Дядя Костя

115 лет со дня рождения легендарного Константина Заслонова

В Вяземском историко-краеведческом музее прошла тематическая экскурсия «Легендарный партизанский командир», посвящённая 115-й годовщине со дня рождения одного из самых видных участников партизанского движения, Героя Советского Союза Константина Заслонова. Его именем названа одна из центральных улиц Города воинской славы Вязьмы. С ним связана важная часть истории, касающаяся периода Великой Отечественной войны (1941-1945).

На главном фото: открытие памятной таблички на вокзале станции Вязьма. 2020 год.

***

Константин Сергеевич Заслонов родился 7 января 1910 года в городе Осташков Тверской губернии в семье рабочего. Еще ребенком Косте пришлось помогать семье. Мальчик работал пастухом на целую деревню. А в 1918 году он поступил в Пореченскую начальную школу первой ступени.

С 1922 по 1924 год Константин Заслонов обучался ремеслу сапожника. В 1924 году поступил в Невельскую школу второй ступени. Через три года Константина как отличника школьной комсомольской организации направили в Великолукскую профтехническую школу железнодорожных путей, которую он закончил в 1930 году. После окончания профтехшколы молодой человек был направлен в паровозное депо станции Витебск. Через три месяца Константин Заслонов сдал экзамены на высший разряд. А в 1931 году сдал экзамены на машиниста и был допущен к вождению.

В 1933 году Константин Сергеевич женился на Раисе Сапуновой, дочери вдовы, у которой Заслонов снимал квартиру в Витебске. В том же году был направлен вместе с женой на Дальний Восток на станцию Вяземскую Уссурийской железной дороги в качестве мастера депо. Там у них родилась старшая дочь Муза. Вскоре здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск.

В 1935 году Константина Заслонова назначили помощником начальника паровозного депо в Новосибирск. В 1937 году он стал начальником паровозного депо в городе Рославль. В 1939-м был переведен на ту же должность в Оршу. За короткий срок Константин Сергеевич наладил здесь ремонт паровозов всех серий. Оршанское депо стало лучшим на Западной железной дороге, а его начальник был награжден медалью «За трудовое отличие».

В 1939 году в семье Заслоновых родилась вторая дочь Ирина. За все эти годы глава семейства ни разу не был в отпуске. В июне 1941 года появилась возможность отдохнуть. Решили это сделать в Ленинграде, куда и направились жена с дочками, пока Заслонов передавал дела коллегам. Но началась война. Из Ленинграда Раису с детьми эвакуировали в Бугуруслан. Больше свою семью Константин Сергеевич никогда не видел.

Орша была крупным железнодорожным узлом, и практически с первого дня гитлеровского вторжения подвергалась бомбежке по нескольку раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.

2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо. В кратчайшие сроки все необходимое было погружено на платформы, законсервировано и отправлено в тыл. Покинул Оршу и Константин Сергеевич. Некоторое время он жил в Вязьме на улице Рабочей.

Константин Заслонов обратился в областной комитет партии с просьбой разрешить организовать партизанский отряд для диверсий на железных дорогах в тылу врага. «Наша страна в огне, жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины. Прошу… разрешения организовать партизанский отряд», — писал Константин Сергеевич. Разрешение было получено.

В августе-сентябре 1941 года под Вязьмой Заслоновым был сформирован диверсионный отряд №18, где шла подготовка железнодорожников к действиям на оккупированной территории. Несмотря на охрану железнодорожных объектов, подпольщики загоняли составы в тупики и срывали планы движения немецких эшелонов, засыпали песок в буксы, приводили в негодность приборы на немецкой технике, следующей по железной дороге на фронт. Подрывная деятельность железнодорожников-подпольщиков наносила значительный ущерб противнику.

В октябре по собственной просьбе Константин Заслонов был переправлен на оккупированную врагом территорию в составе группы железнодорожников, получив партизанский псевдоним Дядя Костя.

По заданию командования Константин Заслонов легализовался в Орше и поступил на службу в паровозное депо железнодорожной станции начальником паровозных бригад.

2 декабря 1941 года Константин Сергеевич Заслонов приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, он создал и возглавил несколько диверсионных групп, которые вместе с другими членами Оршанского антифашистского подполья во время битвы за Москву парализовали все движение на железнодорожном узле. Основной удар наносился с целью выведения из строя паровозов.

Отряд Заслонова добывал взрывчатку и изготовлял угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время этих атак отсиживались в бункерах и потом не могли разобрать, какие аварии произошли из-за бомбежек, а какие нет.

Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца они организовали около ста крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более двухсот паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше двухсот автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима — небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.

Константин Заслонов хорошо понимал, что ему когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Дядя Костя с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он был командиром отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте была проведена первая боевая операция — уничтожение продовольственных складов.

15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, бригады Дяди Кости. В день своего создания она вступила в тяжелейший бой, который длился шесть часов. Заслоновцы уничтожили целую карательную группу.

Партизаны под руководством своего героического комбрига совершали диверсии на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Центральный комитет Коммунистической партии (большевиков) Беларуси принял решение возложить на Константина Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, передав бригаду комиссару Людвигу Селицкому, Заслонов приступил к новым обязанностям.

13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб партизанской бригады, окружили населенный пункт. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв, но во время очередной атаки гитлеровцев отважного партизана сразила пулеметная очередь. Ему было 32 года.

Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, жители деревни спрятали его тело, а затем захоронили вместе с другими погибшими партизанами в Куповати.

В 1947 году Константин Заслонов и его адъютант Евгений Коржень были перезахоронены на станции Орша-Центральная, где позже герою установили памятник. 7 марта 1943 года Константину Заслонову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Его именем названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах. В Орше легендарному партизану-подпольщику воздвигнут памятник, открыт мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова, в честь него создана аллея в мемориальном парке Героев. Ему посвящены художественный фильм «Константин Заслонов» и одноименная пьеса А. Мовзона.

Улицу Рабочую в Вязьме, где в первые месяцы войны жил Константин Сергеевич Заслонов, в 1954 году переименовали в улицу Заслонова.

В 2020 году на вокзале станции Вязьма состоялось открытие мемориальной доски, посвященной героям-подпольщикам Вяземского железнодорожного узла.

В 2001 году на доме №1 по улице Заслонова в Вязьме была открыта мемориальная табличка в честь героя-партизана Константина Заслонова, символизирующая связь между городами-побратимами Вязьмой и Оршей.