На расстоянии более полутора тысяч километров от Вязьмы, в Свердловской области, существует город Новоуральск. Казалось бы, какая может быть связь у этого города с Вязьмой? Оказывается, связь есть.
Недалеко от Новоуральска, в посёлке Верх-Нейвинском служит псаломщиком храма Воскресения Христова Денис Евгеньевич Щербина, который ведёт большую просветительскую работу по сохранению исторического наследия, активно занимается краеведением.
С подросткового возраста он внимательно слушал рассказы старожилов о прошлом, а затем начал эти рассказы записывать. Постепенно интерес к прошлому привёл молодого исследователя в архивы, началась углубленная работа по изучению истории родного края. В 1990-х годах одна из прихожанок храма Воскресения Христова поведала Денису Евгеньевичу Щербине историю своей семьи. Об этой семье и будет наш рассказ.
Пожилая, седовласая, интеллигентная женщина Вера Петровна Полубинская (1912-2001) в начале 1990-х годов была прихожанкой возрождающегося храма поселка Верх-Нейвинск. Как и многие прихожане того времени, она проживала в соседнем городе Новоуральск. Невзирая на свой, весьма преклонный возраст, она всегда находила в себе силы, чтобы побывать в храме на богослужениях в воскресные и праздничные дни.
Скромная и немногословная, всегда аккуратно одетая женщина с аристократическими манерами, как-то по-особенному выделялась среди других прихожанок своим спокойствием, рассуждением, но особенно знанием богослужения и церковного пения. Как позднее выяснилось, Вера Петровна была дочерью священника. Несмотря ни на какие притеснения и репрессии, в её семье всегда старались беречь веру и церковные традиции. С особым, почти священным трепетом Вера Петровна вспоминала о своих родителях и братьях.
Мать Веры Петровны – Антонина Александровна Полубинская, урожденная Чамова. Родилась она в 1880 году в городе Вязьме в семье церковного регента. От природы наделенная красивым голосом с большим диапазоном, она с юности пела в церковных хорах.
Отец Веры Петровны, священник Пётр Гавриилович Полубинский, родился 16 ноября 1877 года в городе Белый Смоленской губернии, в семье потомственного священника Гавриила Алексеевича Полубинского (1850-1912) и его жены Екатерины Ивановны, урожденной Вейнбул (1855 г.р.), предки которой были прусского происхождения.
28 сентября 1873 года состоялось венчание Гавриила и Екатерины Полубинских, а вскоре Гавриил Алексеевич был рукоположен в священный сан. В дальнейшем почти всю свою пастырскую деятельность отец Гавриил осуществлял в Николаевском храме города Белый. В семье Полубинских родилось шестеро детей: Екатерина, Пётр, Александр, Гавриил, Алексей (умер в младенчестве), Антонина.
Местом служения отца Петра Полубинского в Вязьме был древний, возведенный в 1746 году храм Параскевы Пятницы, находившийся ранее в центре города Вязьмы (сейчас на месте храма стоит дом 29 по улице Ленина). Служил в нём отец Петр до самых последних дней своей жизни, пока тиф не подкосил его. Скончался он 13 ноября 1925 года и был погребён в ограде Параскевинской церкви.
После закрытия храма в 1929 году, могила Петра Полубинского ещё какое-то время сохранялась. Стоял и красивый, изящно выполненный из мрамора памятник. В какое время была утеряна могила – неизвестно. Во время оккупации 1941-1943 годов в церкви располагалась конюшня, а затем, спустя время, по решению Вяземского исполкома в 1950-х годах Параскевинский храм был полностью разобран.
В семье Полубинских воспитывалось четверо детей. Из них двое сыновей Александр и Павел продолжили дело отца, приняли священный сан и служили диаконами.
Старший – Александр Петрович Полубинский (1904 г.р.) от матери унаследовал крепкий и хороший голос, и так же, как и она, с юности тянулся к церковному пению. Будучи подростком, вместе с матерью он пел в хоре, помогал отцу-священнику при богослужениях. В 1923 году Преосвященным Венедиктом (Алентовым), епископом Вяземским и Дорогобужским, Александр Петрович был рукоположен в сан диакона и был постоянным участником почти всех архиерейских служб.
В 1927 году вместе с Преосвященным Венедиктом Александр Петрович Полубинский выехал из Вязьмы, сопровождая владыку на его новое место служения в Мордовию. Как и прежде, отец Александр продолжал и в дальнейшем служить в Церкви.
В марте 1942 года отец Александр ушёл вольнонаёмным на фронт. Работал в должности инструктора-дезинфектора банно-дезинфекционного санитарного поезда № 33 в составе Четвертого Украинского фронта, «по 24 часа не уходя», как сказано в наградном документе. За свой безупречный фронтовой труд и одновременно за вклад в дело Победы, Указом командования от 3 марта 1945 года с формулировкой «За умелую постановку работы дезинфекционного оборудования, обеспечивающего бесперебойную работу» Александр Петрович был награжден медалью «За боевые заслуги».
После окончания Великой Отечественной войны Александр Петрович Полубинский вышел за штат и уехал в Калужскую область, где прожил до конца своих дней. Скончался 3 февраля 1979 года.
Другой сын Антонины Александровны – Павел Петрович Полубинский (1908 г.р.) — своё церковное служение совершал в храмах Вяземского района. В 1930-е годы служил в приходе села Жилино, где 15 ноября 1937 года и был арестован. Спустя пять дней после ареста по статье 58-10 УК РСФСР тройкой УНКВД по Смоленской области отец Павел был приговорен к десяти годам лагерей. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Родные предполагали, что, будучи в заключении, он там по всей вероятности от различного рода болезней и истощения, скончался. Реабилитирован прокуратурой Смоленской области 5 июля 1989 года.
В начале 1930-х годов Антонина Александровна Полубинская вместе с дочерьми решилась на переезд в Ленинград. Дочери Ольга и Вера нашли там себе работу, а она занималась домашним хозяйством. Так они и жили, скромно, спокойно, тихо и незаметно. Когда началась война, предприятие, где работала её дочь Вера, было эвакуировано в Новосибирск, куда Полубинские приняли решение ехать всей семьёй. Собирались в дорогу буквально второпях. Всё своё имущество, которое они ранее перевезли из Вязьмы, пришлось оставить в блокадном городе.
Вот, что позднее вспоминала Вера Петровна о пережитых горестных моментах в её судьбе: «Перед отъездом в Новосибирск мы вместе с мамой в печке буржуйке сжигали наши семейные снимки, большие портреты папиных родителей, фотографии наших знакомых по Вязьме. Жгли и церковные книги, которые мама любила перелистывать по вечерам, при этом она напевала знакомые с детства мелодии церковных песнопений. Жаль, что всё это не сберегли. Увезти с собой всё не было возможности, а там, в Ленинграде некому было всё это оставить. Сберегли только крохи от нашей прежней, прошлой жизни. Всего-то несколько фотографий отца, мамы, братьев, венчальная икона моей сестры Ольги и небольшой образок мученика Никиты – папин подарок…».
После окончания войны Вера Петровна Полубинская вместе с матерью Антониной Александровной и сестрой Ольгой переезжают в Москву. В 1950 году по распределению Веру Петровну направляют на Урал в строящийся город Новоуральск. Спустя три года Антонина Александровна Полубинская скончалась. Место погребения отмечено железным восьмиконечным крестом, в центре которого помещен её портрет, выполненный на фарфоровом овале. Установлена небольшая оградка.
Семья Полубинских долгое время была тесно связана с Вязьмой. И эту связь всеми силами старались сохранить потомки Петра Полубинского. Большую ценность имеют семейные фотоснимки, которые в первую очередь пытались сберечь и сохранить образ своего отца-священника, запечатленного на фотографиях, которые, были выполнены в фотосалоне известного вяземского фотографа Ошера Носоновича Аншелиевича. Интересна и фотография хора Троицкого собора Вязьмы, сделанная в 1925 году. На этом фото присутствует епископ Венедикт (в центре) и дочери священника Полубинского.
Мария Фай, научный сотрудник
Вяземского историко-краеведческого музея.
На главном фото: священник Пётр Полубинский с супругой Антониной Александровной и дочерью.