«А у нас во дворе»

Год семьи, объявленный Президентом В.В. Путиным, стартовал по всей стране. В рамках Года семьи в Вяземском историко-краеведческом музее открылась выставка детских книг советской эпохи под названием «А у нас во дворе». С искренней любовью и уважением к вязьмичам коллекцию представила Екатерина Волкова, москвичка. Она работает в Международном информационном агентстве «РИА Новости», занимается фотопроектами, работает на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Перед открытием мероприятия мы задали ей несколько вопросов.

— Екатерина, это первая книжная выставка, которую вы подготовили вместе с музеем. Она посвящена иллюстрациям советских художников. Вы заостряете внимание посетителей именно на иллюстрациях и выделяете двух художников – Ф.В. Лемкуля и Ю.Д. Коровина. Почему именно их?

— В этом году художникам Ф. Лемкулю и Ю. Коровину исполняется 110 лет. Мы решили напомнить о них, потому что их имена сегодня не на слуху. В детстве их иллюстрации в книгах мы видели, но кто они — не знали, поэтому нам хочется показать вязьмичам творчество этих художников. Тем более, что в последнее время растёт интерес к иллюстрациям советских художников, многие книги переиздаются, появляются последователи, которые продолжают работать в традициях прошлых лет.

— Расскажите о них подробнее.

— Два художника, подарившие советским детям яркие, красочные и жизнерадостные книги, оставили после себя огромное наследие и неповторимый мир беззаботного советского детства. Фёдор Викторович Лемкуль и Ювеналий Дмитриевич Коровин родились в 1914 году и были ровесниками. Их детство прошло в революционные годы и в Первую мировую войну. Именно тогда они увлеклись живописью и поступили в художественные училища. Они воевали на фронтах Великой Отечественной войны. В военные годы их талант оказался востребован для создания агитационных плакатов и материалов.

После войны детская литература получила мощный импульс к развитию: остались миллионы сирот, их детство пришлось на самые страшные годы. Дети нуждались в заботе, любви и воспитании. И литература в тех сложных социальных условиях была доступным средством излечения душевных ран детей войны.

Государственное издательство «Детгиз» и журнал «Мурзилка» приглашали лучших поэтов, писателей и художников для создания произведений, несущих веру в добро.

Детский кинематограф и мультипликация находились в стадии становления, поэтому именно литература была главным источником познания мира для детей. Детям нужны были яркие, жизнерадостные книги. Книги выпускались с цветными иллюстрациями, это давало художникам возможность творить свои произведения.  «Мне хочется работать над произведениями, воспевающими мирную жизнь, добро, хочется иллюстрировать книги фантастического, сказочного характера», — признавался в воспоминаниях Лемкуль.

Персонажи Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака благодаря Коровину и Лемкулю становились лучшими друзьями советских ребят. Благодаря им дети знакомились с творчеством Марка Твена и Джанни Родари.

Но полная свобода самовыражения в детской литературе все же не приветствовалась. В 1936 году после начавшейся кампании по борьбе с формализмом и натурализмом в искусстве был провозглашён принцип социалистического реализма. Большинство детских книг 40-х — 60-х годов оформлены именно в соответствии с требованиями реализма. В начале 60-х годов первые попытки Коровина внедрить элементы цветной литографии в книжной иллюстрации были успешны, а в 70-е годы начинает формироваться «фирменный» стиль Коровина и Лемкуля, который знаком по любимым книгам. Фёдор Лемкуль продолжал работу с детскими книгами до конца 80-х годов, а Ювеналий Коровин посвятил последние годы жизни живописи. Наследие обоих художников хранится в Государственной Третьяковской галерее. К великому сожалению, сейчас редко переиздаются детские книги с иллюстрациями этих великих художников.

— Кому пришла идея организовать эту выставку?

— Идея и концепция сегодняшний выставки принадлежит моей сестре Александре Степиной. Она журналист, пиарщик, коллекционер и знаток книг. Её главный интерес — детская книга. Из повседневного интереса и возникла страсть к коллекционированию. Здесь представлены более редкие издания, которые не издавались и не переиздавались. Сама Александра не смогла приехать, делегировала меня. Я как кандидат наук исследую вопрос книгоиздания, поэтому мой профессиональный интерес тоже связан с книгой. Мы очень рады, что можем привезти в Вязьму эти книги. Надеюсь, они найдут отклик у детей и взрослых.

— Чем, на ваш взгляд, отличаются книги советского времени от современных?

— Книги, которые издавались в советское время, отличаются от современных тем, что выполнены в соответствии с высокими требованиями и высокими стандартами качества. В то время издание книги не было вопросом коммерции, это был вопрос художественного воспитания читателя. Худсоветы централизованно решали судьбу той или иной книги, а по сути — судьбу художника. Не все работы, представленные иллюстраторами, утверждались на худсовете. Поэтому, рассматривая старые детские книжки, понимаешь, насколько художники глубоко проникали в суть произведения, насколько тонко они чувствовали текст и находили те струны, которые затрагивают душу человека, читателя.

В своей повседневной жизни мы порой не задумываемся о ценности этих книг, а когда понимаешь, что перед тобой уникальное издание, что это классика – ценность их только  растет.

Выставка «А у нас во дворе» будет работать до 2 марта, и, надеюсь, вязьмичи её оценят. Детство возвращает нас, взрослых, в «тёплую гавань», и книги — как раз та ниточка, которая ведёт нас к воспоминаниям. Здесь представлена лишь небольшая часть творчества этих художников, хотя ими было проиллюстрировано колоссальное количество книг.

…Пока мы беседовали с Екатериной, в зале собрались мамы с детьми и гости – заместитель Главы Вяземского района Светлана Борисовна Вавилова, Ольга Еркешевна Селявина, возглавлявшая много лет Вяземский историко-краеведческий музей, начальник отдела соцзащиты населения в Вяземском районе Татьяна Анатольевна Новикова и ведущий специалист Татьяна Александровна Козлова. Директор музея Галина Александровна Иванова приветствовала собравшихся и отметила, что это мероприятие проводится в рамках Года семьи. Она поблагодарила организаторов за большой вклад в сотрудничество в музейной деятельности и вручила им Благодарственное письмо.

«Уважаемые гости, дорогие дети! – обратилась к присутствующим С.Б. Вавилова. – Сегодня в рамках Года семьи открывается выставка «А у нас во дворе». Дети, вам читают книжки дома? У вас есть любимые книжки? А любимый герой? Книжки нужно любить, книжки нужно читать», — обратилась она к детям.

Любовь к книге формируется с детства, является лучшим средством развития, расширяет представление ребенка о мире, об окружающей среде. Об этом говорила Екатерина Волкова, рассказывая об экспонатах выставки. Особо выделила она редкие издания, например, стихи поэтессы Елены Благининой, о которой сейчас многие не знают. «Иногда говорят, что книги сегодня не нужны, что их век уже закончился, но печатные книги издаются, и люди с удовольствием их читают. Ведь чтение – это определённая культура — культура чтения. И детям необходимо прививать культуру чтения. Только книга может дать представление о добре и зле. И в этом нам помогают писатели и поэты — авторы книг и художники-иллюстраторы», — подчеркнула Е. Волкова. Она прочитала детям отрывок из книги «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова, который  слушали все с большим интересом.

О.Е. Селявина поздравила с открытием выставки и отметила, что в детстве бабушки и мамы читали нам интересные книжки, а став взрослыми, мы сами читаем эти же книжки своим детям, а потом – и внукам, и как бы окунаемся в детство, и это делает нас счастливыми.

В конце мероприятия мама Екатерины и Александры Людмила Леонидовна отметила, что книги учат детей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Самое главное в жизни – научить человека делать правильный выбор, выбор между добром и злом…

А дети с мамами ещё долго рассматривали поблёскивающие в стеклянных витринах картинки, которые создали замечательные художники Ф. Лемкуль и Ю. Коровин.

Людмила ПАРФЁНОВА.

Фото Елены Дмитриевой.