В первых числах ноября вся Россия отмечала День народного единства. В эту важную дату мы вспоминаем о том, как важно быть вместе со своей страной не только в минуту опасности, как это было в 1612 году, но и в повседневной, обычной жизни. Когда мы едины, мы способны на многое, и достойный пример этому – история села Чепчугова, ставшего местом единения старинного дворянского рода и простого крестьянского люда…
Сегодня, благодаря существующему детскому лагерю, в Чепчугове бьёт ключом новая жизнь. О прошлом села напоминает лишь поклонный крест, стоящий на месте Вознесенской церкви. Два века назад Чепчугово (по второму названию Новиково) было вотчиной дворянского рода Ивановых. Сегодня этот род известен в основном благодаря деревне Енино, где у Ивановых также были владения. Прародителем семьи в конце XVII века стал дворянин Павел Иванов, внук которого, Алексей Иванович, впоследствии обосновался вместе с семьёй в Чепчугове.
Жизнь коллежского асессора Алексея Иванова была полна событий. Он был дважды женат: сначала на Анне Спиридоновне, в браке с которой родился сын Василий, а затем на Марье Фёдоровне, подарившей Алексею Ивановичу будущих наследников родовых владений: дочерей Анну и Фаисту и сына Александра. В 1772 году Алексей Иванов начал дело, ставшее семейным: его тщанием и радением возводился храм на реке Новосёлке. Церковь Вознесения Господня была двухпрестольной: главный престол холодный, а тёплый – во славу святителя Николая Чудотворца. Примечательно, что ограды вокруг храма не было.
К 1774 году Алексей Иванович скончался, и родовое поместье в Чепчугове вместе с каменным Вознесенским храмом должно было перейти под крыло вдовы Марьи Фёдоровны и её сына Александра Алексеевича. Александр был гвардейским офицером, проходившим службу в Измайловском полку, одном из трёх главных гвардейских полков Российской империи. С 1806 по 1807 год он возглавлял дворянскую опеку (позже эту должность будут называть «уездным предводителем дворянства»). Александр обеспечил продолжение роду Ивановых, из которого со временем отделились две ветви: Николаевичи и Фёдоровичи. Последнюю ветвь составили дети офицера Ямбургского Уланского полка Фёдора Александровича Иванова.
Одним из самых ярких представителей этой ветви стал сын Фёдора Александровича, тоже названный Александром. Он мог избрать для себя разные пути: мог промотать имение, стать обычным уездным помещиком, а, может, и прогрессивным; мог устроиться на нехлопотную службу. Но Александр Фёдорович выбрал свой, неповторимый путь – путь дворянина, человека службы, государственника и продолжателя семейного дела. На стезе гражданской Александра ожидала работа в судебной отрасли: сперва в должности мирового судьи, затем мирового судьи, прикреплённого к части уезда, и, наконец, члена Смоленского окружного суда от Вяземского уезда.Надворный советник Иванов (так звучал его чин) стал вторым по значимости лицом на уездном съезде дворянства. Ко всему прочему он являлся членом общества попечения о народной трезвости, входил в Вяземское отделение Красного Креста. Но человек такого масштаба не забыл родное Чепчугово!
Ещё в 1867 году, «согласно желанию прихожан», в Чепчугове было учреждено приходское попечительство, которое возглавил церковный староста Александр Фёдорович Иванов.Таким образом новый владелец села продолжил дело, начатое ещё его прадедом, став сначала старостой, а потом возглавив объединение, главной целью которого было благоустроение Вознесенского храма. В 1881 году Александр Фёдорович пожертвовал материалы на постройку колокольни. В этом благом порыве к нему присоединились родной сын Фёдор Александрович, дворянка из соседнего имения Лопатино Софья Александровна Реймерс, баронесса Квебек, церковный староста Никита Абрамов, а также простые крестьяне Димитрий Иванов и Евдоким Гаврилов. Таким образом Вознесенский храм, заложенный ещё Алексеем Ивановичем Ивановым, объединил вокруг себя дворян и крестьян округи, людей совершенно разных, но единых в своём духовном стремлении…
В 1881 году архиепископ Смоленский и Дорогобужский Иосиф преподал архипастырское благословение всем участвовавшим в возведении колокольни. Ремонт самой церкви не обошёлся без помощи Александра Фёдоровича, сделавшего новое пожертвование. А дальше была работа в просветительском обществе Преподобного Авраамия Смоленского, ставшая новой страницей в истории рода Ивановых.
…Общее прошлое в виде «дворянского гнезда» Ивановых и Вознесенского храма было сметено сначала Великой Октябрьской революцией, а затем пожаром Великой Отечественной войны. Но светлое воспоминание о былом пережило тёмные времена. Его до наших дней донесла исследователь и археолог Екатерина Николаевна Клетнова, написавшая: «Слева серебристой ширинкой вилась река Вязьма, теперь повитая туманами, а за нею высоко над тёмными кущами сада горел в заходящих лучах резной крест Чепчуговской колокольни». В наше время поклонный крест на месте Чепчуговского храма стал памятником прошлой жизни, где нашли своё призвание дворяне Ивановы, объединённые трудом на благо Вознесенской церкви. Пусть же это место и дальше единит сердца людей!
Игорь Рыжов, краевед деревни Енино.
Фото: Вознесенская церковь в Чепчугове.
О других архитектурных памятниках на Смоленщине читайте в газете «Вяземский вестник» №48