Вязьма — узловая железнодорожная станция Смоленского направления Московской железной дороги в городе Вязьме. Открыта в 1870 году.
Концессия на строительство Московско — Смоленской железной дороги получила высочайшее одобрение и была утверждена императором Александром II ещё 15 декабря 1868 года. В правительстве и в предпринимательских кругах понимали важность и значение железной дороги, которая в будущем должна связать промышленный центр Российской империи с Западной Европой по кратчайшему пути через Можайск, Вязьму, Смоленск и Минск.
19 сентября 1870 года состоялось торжественное открытие однопутной Московско-Смоленской железной дороги нормальной колеи, а уже на следующий день открыт железнодорожный вокзал, грузовой двор и паровозный сарай. Через станцию Вязьма началось грузовое и пассажирское регулярное движение поездов.
В 1873 году станция перешла в ведение вновь учреждённого Общества Московско-Брестской железной дороги, а в 1892 году дорога от Смоленска до Москвы стала двухпутной. В конце XIX века станция была расширена, появились новые пакгаузы, были построены боковые железнодорожные пути, угольный склад и водонапорная башня.
По данным инженера А. Тухина, станция Вязьма по состоянию на 1898 год являлась одним из семи «обменных пунктов» с Николаевской и Сызрано-Вяземской железными дорогами.
В Первую мировую войну станция являлась важным стратегическим пунктом по приёму — отправке, пропуску воинских и санитарных эшелонов. С началом боевых действий Вязьма оказалась в центре беженского потока. Беженцы следовали через Смоленскую губернию в глубь страны. Эвакуация городов Царства Польского, Северо-Западного и Прибалтийского краёв заметным образом сказалась на увеличении пассажиропотока. Отмечались многочисленные случаи заболеваний инфекционными болезнями. На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой , ищущим убежища и другим пассажирам на станции оказывалась продовольственная и медицинская помощь. В здании вокзала было открыто «Особое Бюро», занимавшееся оформлением проездных документов и регистрацией беженцев, а также врачебно-продовольственный пункт.
В годы Великой Отечественной войны город и железнодорожный узел подвергались многочисленным бомбардировкам с воздуха и обстрелам артиллерии. Город начали регулярно бомбить уже в ночь на 30 июня 1941 года — в первые недели войны. 31 июля 1941 г. фашистская авиация совершила первый массированный налет на железнодорожную станцию. Погибли сотни мирных жителей. В память об этом на здании железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска. В августе-сентябре 1941 года на станции были организованы и направлены в тыл врага партизанско-диверсионные отряды железнодорожников под командованием бывшего начальника Рославльского паровозного депо К.С. Заслонова и других командиров из числа сотрудников Вяземского отдела НКВД и городских парторганизаций.
К моменту освобождения города от немецко-фашистских захватчиков железнодорожный вокзал был практически полностью разрушен, взорваны подъездные пути, путевое хозяйство было в ужасном состоянии. После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, Калугой, Смоленском, Ржевом.
Десять лет тому назад, в 2009 году, указом Президента РФ городу Вязьме было присвоено почетное звание «Город воинской славы». А 27 апреля 2019 года на здании железнодорожного вокзала торжественно открыли доску «Город воинской славы». И теперь каждого пассажира «встречает» надпись на здании вокзала: «Вязьма-город воинской славы».