Весна в этом году не балует нас солнечными деньками и ясной, тёплой погодой. Однако даже неблагоприятные прогнозы не помешали вяземским велосипедистам провести традиционный массовый заезд по городу, посвящённый открытию летнего велосезона. Тем более, что маршрут для велопрогулки был выбран, как всегда, особенный: на родину легендарной пилотажной группы «Русь» в посёлке Вязьма-Брянская.
Зимой и летом — с велосипедом
Для самих велосипедистов «открытие сезона» — понятие формальное. Ведь многие из них его и не закрывали, продолжая кататься по городу даже зимой. Как, например, активный участник вяземского клуба «ЗаВело» Ильдар Мухамедьянов. Профессионально занимаясь мотокроссом, он оборудовал свой велосипед так, чтобы на нём можно было передвигаться даже по льду и снегу без опасности для здоровья. Зимой вязьмичи могли частенько видеть Ильдара верхом на своём двухколёсном «коне», бесстрашно рассекающего по замёрзшим дорогам.
Вяземскому клубу любителей велосипедного спорта «ЗаВело» уже более трёх лет. За это время в его ряды влилось порядка 700 велолюбителей разного возраста и уровня подготовки, живущих как в Вязьме, так и в соседних городах. Начав свою деятельность со странички в социальной сети, где вяземские велосипедисты могли обмениваться опытом и живописными городскими маршрутами, создатели клуба вышли на всероссийский уровень, объединив десятки единомышленников, ведущих исключительно здоровый образ жизни и стремящихся к совершенствованию своего тела и духа. Вместе они постигают правила дорожного движения, учатся переключать передачи, ремонтируют своих «железных коней», устанавливают собственные маленькие рекорды и открывают новые интересные направления для совместных поездок.
Дороги — для всех
В гости к прославленным асам пилотажной группы «Русь» велосипедисты Вязьмы собирались уже давно. Но то подводила погода, то организация давала сбой — встречу снова и снова приходилось откладывать на потом. В год 60-летия первого полёта человека в космос звёзды, наконец, сошлись: учебно-авиационный центр ДОСААФ России в посёлке Вязьма-Брянская дал «зелёный свет» вяземским велолюбителям и пригласил их на свою территорию.
Старт массового городского заезда, как и в прошлом году, состоялся от набережной на улице Лейтенанта Шмидта. Принять участие в нём, несмотря на пасмурную погоду и сильный ветер, отважились около 40 велосипедистов из Вязьмы, Сафонова и Москвы. На мероприятие допускались спортсмены старше 16 лет, имеющие опыт поездок на дальние расстояния, уверенные в своих силах и знакомые с правилами дорожного движения. Пока участники общались, делали друг с другом «селфи» и обменивались новостями, инспекторы ГИБДД МО МВД России «Вяземский» внимательно проверяли экипировку велосипедистов и соответствие состояния их транспортных средств формату мероприятия. Для обеспечения «зелёного коридора» во время прохождения маршрута было организовано сопровождение колонны двумя экипажами дорожно-патрульной службы.
«Всегда приятно видеть людей, объединённых одной идеей, которые делают этот заезд запоминающимся, — поделился мнением гость из Сафонова Сергей Хабаров. — Спасибо экипажам ДПС за сопровождение и подбадривание отстающих новичков в конце колонны. И спасибо всем людям, с помощью которых этот заезд состоялся».
«Люди, эмоции, дороги и велосипеды — всё это открытие летнего велосезона в Вязьме! Каждый год мы организуем это мероприятие, чтобы напомнить автомобилистам и пешеходам нашего города, что дороги — и для велосипедистов тоже!» — рассказал вязьмич Максим Соколов.
История всемирного успеха
Вяземский учебный авиационный центр — единственный сохранившийся учебный авиационный центр в структуре ДОСААФ. Он был основан второго июня 1960 года для подготовки и переподготовки лётного и инженерно-технического состава военно-воздушных сил СССР. За более чем полувековую историю центра в нём прошли подготовку около 5000 лётчиков, в том числе — дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая. До сих пор ведутся споры, на каком именно самолёте поднималась в небо прославленная женщина-космонавт: на том, что установлен в городе, в сквере С.Е. Савицкой, или на том, что находится на территории учебно-авиационного центра на Вязьма-Брянской.
К 1991 году в Советском Союзе осталось всего 28 таких центров. В одной только Вязьме ежегодно выпускались 150 лейтенантов, готовых летать и защищать воздушные границы нашей родины. После 1991 года большую часть учебно-авиационных центров закрыли, но вяземский УАЦ уцелел благодаря тому, что на базе его существовала пилотажная группа «Русь». 18 августа 1987 года группа в составе десяти самолётов Л-39 «Альбатрос»впервые приняла участие в воздушном параде в Тушине. Это был грандиозный праздник с рекордным количеством посетителей (около 800 тысяч человек) и миллионами телезрителей со всего Союза, которые встретили вяземских пилотов бурей аплодисментов. С тех пор «Русь» узнали и горячо полюбили не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Все пилоты эскадрильи являются мастерами синхронного пилотажа международного уровня. За время своего существования группа совершила более 300 выступлений, в том числе неоднократно становилась участниками авиасалонов МАКС и других авиашоу всероссийского масштаба.
«Улётный» сезон
Немало интересных фактов из жизни первой в Советском Союзе группы высшего пилотажа гостям Вяземского учебно-авиационного центра рассказал начальник службы безопасности воздушного движения Н.М. Жеребцов. В прошлом — профессиональный парашютист, он сам налетал не один десяток часов за штурвалом «Альбатроса» и на собственном опыте познал всю трудность и опасность лётного дела. Николай Михайлович был свидетелем первого, исторического выступления пилотажной группы «Русь» на выставке «Мосаэрошоу-92», преобразованной впоследствии в Международный авиакосмический салон (МАКС), а также участия вяземских пилотов в открытии соревнований «Формулы-1» в Сочи.
Что такое перегрузки и какими они бывают? Почему у лётчиков не бывает варикоза? Как создаётся дымовой шлейф, которым самолёты «рисуют» в небе различные фигуры? Сколько всего фигур в арсенале группы «Русь»? Какие упражнения выполняют пилоты на этапе обучения? Эти и многие другие вопросы участники велозаезда смогли задать опытному лётчику в рамках встречи в учебно-авиационном центре. Огромный интерес у слушателей вызвал рассказ Н.М. Жеребцова об участии вяземской пилотажной группы в сопровождении самого крупного в мире самолёта — Ан-225, также известного как «Мрия».
В обратный путь участники велозаезда отправились в отличном настроении, с новыми знаниями о лётном деле и с приятными подарками от спонсоров мероприятия. Финишировав у знака «Моя любимая Вязьма» на улице Лейтенанта Шмидта, вяземские и сафоновские велосипедисты обменялись небольшими сувенирами с символикой своих велоклубов и наметили маршруты для будущих совместных поездок, которых будет немало в летнем сезоне — 2021.
Мария Киселёва.
Фото Сергея Хабарова.