Имя Ю.А. Гагарина стало симвалом мужества,мерилом подвига. Его знают во всех уголках Земли. Он много сделал за свою недолгую жизнь, но многое и не успел.
Сын Земли
Известность, слава, почет, обрушившиеся на Юрия, были столь велики, что редко кому из людей планеты приходилось такое испытывать. Величие Гагарина и его подвиг трудно переоценить. Он обладал всеми необходимыми качествами, которых требовала от первого космонавта жизнь, обстоятельства. Он был наделен всеми достоинствами, чтобы стать первым.
Я работал с ним и другими космонавтами на космодроме «Байконур» и собрал немало отзывов и воспоминаний людей, которые близко знали его, служили с ним в одном отряде космонавтов.
«Юрий является олицетворением вечной молодости русского народа. В нем счастливо сочетаются природная смелость, аналитический ум и исключительное трудолюбие» — это слова легендарного С.П. Королева.
А вот воспоминания космонавта Н.П. Каманина: «За два с половиной года Юра прошел дистанцию от старшего лейтенанта до полковника, два с половиной года всемирной славы не испортили Гагарина. Он сильно вырос за это время, приобрел большой опыт в выступлениях. Он может очень хорошо проводить самые сложные пресс-конференции и беседы. Объехав более тридцати стран, проводя тысячи встреч и выступлений, он не имел времени много читать, думать и учиться. Поездки и встречи с народами различных стран были такой большой школой, с которой не может сравниться ни одно высшее учебное заведение. Как правило, Юра выступал по 18-20 раз в сутки, давал интервью, что, несомненно, требовало огромного напряжения. Добравшись до тишины, он падал и засыпал.
Сын Земли! Как нельзя лучше подходит это определение к Юрию Гагарину.Он первым проник в космос и благополучно вернулся на Землю. Подвиг его человечество назвало бессмертным».
«Человек, который своим подвигом осуществил мечты человечества, который за нас ответил перед всей цивилизованной историей планеты, чего мы достигли в своем развитии, утвердив, что мысли и дела ученых мира с древних времен и до наших дней воплощены в реальность — 108 минут космического полета», — писал в своих дневниках Г.С. Титов.
А вот мнение космонавта Г.Т. Берегового: «Он был кудесником общения. Его мастерство не имело пределов, не знало высоты, не было штампованным или стереотипным, он не повторялся, не пасовал, не обрушивался на слушателей гигантской своей славой. Он научился улавливать настроение присутствующих И не было случая, чтобы он кого-то обидел, оскорбил, даже отвечая на недоброжелательные или того хуже — враждебные вопросы. Он всегда был корректен, точен, лаконичен.
Гагарин никогда не стеснялся говорить правду. Я далек от идеализации личности Гагарина, но я говорю о тех качествах характера, которые определяли его авторитет. А он был поистине велик. Он был загружен до предела, но не был суетлив. Он очень многое мог сделать, но никогда не обращал свои возможности на корыстные цели».
Вот слова летчика-космонавта А.Г. Николаева: «Он говорил всегда то, что думал, в чем был глубоко убежден. Командирская требовательность у Юрия сочеталась с отзывчивостью и душевной теплотой, умением расположить к себе людей, с умением непрерывно учиться»…
В.И. Севастьянов считал: «Юрий был из тех людей, которые самой природой созданы для общества, для которых нести добро обществу — такая же ответственная потребность, как дышать, двигаться, действовать. Он был удивительно добрым человеком. Бремя славы Юрий пронес на редкость скромно. При всех огромных возможностях он не сделал ни шагу для того, чтобы упрочить и увеличить свою славу».
«Пишущие о Гагарине больше стpeмятся показать эффектные стороны жизни этого замечательного человека. Но Юрий Гагарин — это прежде всего труженик, любознательный и упорный, неистощимый в своем стремлении к познанию мира, достойный сын своего народа», — говорил В.Ф. Быковский.
А вот мнение космонавта Е.В. Хрунова: «Нельзя изображать Гагарина как веселого парня с вечной улыбкой на лице. Да, он умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Глазами Юрия Гагарина человечество впервые взглянуло на свою зеленую Землю. Это были короткие минуты, подводящие итог многовекового развития человеческого разума, минуты перехода той черты, которая означает рубеж в истории мировой цивилизации. Волей и умом Юрия Гагарина человек взял этот рубеж и шагнул в космос. И человечество восславило и славит Гагарина. Пройдут века и тысячелетия, а человечество не забудет имя первого жителя планеты, освободившегося от силы земного притяжения, впервые увидевшего со стороны нашу планету».
История не терпит случайностей
Юрий Алексеевич мечтал о том времени, когда на орбитах появятся международные экипажи, он призывал объединить усилия всех стран мира по исследованию космоса…
История не терпит случайностей. Для событий всемирного значения она точно выбирает и место действия, и время, и главных героев свершения. Суд людей призрачен, суд истории — вечен. А потому свеча никогда не погаснет.
Все знают о том, что Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил космический полет вокруг Земли. Немногие знают о том, что он стремился и готовился к новым полетам в космос, дублировал В.М. Комарова в его полете на новом корабле «Союз». И почти никто не знает о том, что он должен был и готовился первым совершить полет вокруг Луны. Во время подготовки к этому полету мне и пришлось вместе с Юрием Алексеевичем работать на космодроме «Байконур» при испытаниях лунного корабля Л-1 и ракетоносителя «Протон», на которых он готовился совершить этот полет.
На космодроме я руководил лабораторией по испытаниям систем жизнеобеспечения пилотируемых космических кораблей. Он в то время был уже всенародным героем, гражданином Вселенной, полковником. Юрий Алексеевич принимал участие в испытаниях наравне со всеми. Его участие приносило большую пользу. Сочетание опыта летчика, космонавта и исследователя позволяло ему разбираться в самых сложных вопросах и давать советы, порой поражавшие нас своей глубиной.
Последний раз я видел Юрия Алексеевича в начале марта 1968 года. Проходило заседание Госкомиссии по пуску очередного Л-1. В конференцзале на стартовой позиции площадки 81, которая находилась в 80 километрах от г. Ленинска, Юрий Алексеевич решил присутствовать на заседании. На входе в конференцзал был установлен пост и поставлен контролер. Когда Гагарин подошел к солдату, тот, как его учили, спросил фамилию, посмотрел в список и заявил: «Товарищ Гагарин, Вас в списке нет, и я Вас не пропущу!» Юрий Алексеевич ни слова не говоря (порядок есть порядок!) повернулся и пошел к машине. Я спросил у него, куда он едет и можно ли с ним доехать. Получив согласие, мы поехали на площадку 10 (г. Ленинск). По дороге вели разговор о первом его полете, но больше — о предстоящем, так как это было нам ближе. Много было откровений о первом полете, трудностях и риске, о которых нигде не сообщалось. «Мы не скрываем от Вас сложностей и даже опасностей предстоящего полета», — говорил С.П. Королев Гагарину перед полетом. Хорошо понимал это и сам Ю.А. Гагарин. «Но ведь кто-то должен лететь первым» — это его слова. А вот строки из письма жене Валентине, которое Юрий Алексеевич написал 10 апреля 1961 года: «…Когда-то еще в детстве я прочитал слова В.П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот и я стараюсь им быть и буду до конца. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Пусть родители простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать… »
«Я прочитала это письмо через много лет», — вспоминала Валентина Ивановна. — Читала и решала: что же стоит за этими словами? Сомнение? Нет! Честность».
О полете на луну
Так почему же Юрию Алексеевичу не удалось облететь Луну? После его триумфального полета вокруг Земли 25 мая 1961 года президент США Джон Кеннеди направил конгрессу послание, где поставил цель высадки из Луну. Америка должна сделать все возможное и невозможное, чтобы осуществить высадку человека на Луну до конца десятилетия. СССР вовсе не желал терять свои космические приоритеты, и 3 августа 1964 года ЦК КПСС принял закрытое постановление, в котором говорилось об облете Луны и высадке космонавтов на ее поверхность, о том, что считать высадку на Луну важнейшей задачей. С.П. Королев выдвигал идею облета Луны, точно рассчитав, что на этом важном промежуточном финише он может быть первым, обойдя не только зарубежных конкурентов, но и сломив сопротивление своих внутренних противников.
К 50-летию Октября, в 1967 году, собирались облететь Луну на пилотируемом корабле, но американцам это удалось сделать раньше. Повторять не имело смысла.
В 1968 году «Зонд-5» и «Зонд-6» обогнули Луну и успешно возвратились на Землю. В один из «Зондов» тайно засунули черепаху. Она вернулась живой. Это был подготовительный этап к новым полетам. Но уже не было в живых ни С.П. Королева, ни Ю.А. Гагарина. Кому-то надо было взять на себя ответственность. Пока взвешивали, пока оттягивали решение и посылали вокруг Луны «Зонды», экспедицию осуществил «Аполлон-8» под командованием Ф. Бормана. А ведь мог, вполне мог первым бросить взгляд на обратную сторону Луны Юрий Алексеевич Гагарин!
Подготовила Людмила ПАРФЁНОВА. По материалам Владимира Волкова, ветерана космодрома «Байконур».