Школа – это, в первую очередь, учитель

Победитель муниципального конкурса «Учитель года-2020» Диана Вячеславовна Макаренко, учитель начальных классов средней школы №10, стала лауреатом одноименного регионального конкурса. В этом году он проходил в формате онлайн. В конкурсе приняли участие 29 педагогов из разных районов области. Д.В. Макаренко успешно прошла во второй тур, став одной из шести лучших претендентов на это звучное звание — «Учитель года!». Диане Вячеславовне совсем немного не хватило до того, чтобы стать победителем. Таким везунчиком оказалась М. Чердакова, учитель информатики из Смоленска. Остальные пять участников конкурса получили звания лауреатов. На фоне целой области – это престижно, весомо, достойно!

Профессия — навсегда!

С Дианой Вячеславовной Макаренко, с этой обаятельной, красивой, улыбчивой женщиной, мы встретились в ее уютном, оригинально оформленном классе. Здесь витал дух творчества не только учеников, но и самой учительницы; здесь повсюду ощущался ее тонкий художественный вкус.

 — Каждый день, вот уже  почти четверть века, мысленно повторяю такие слова: «Я иду на урок! Я – учитель!». Даже в летние отпускные месяцы, вдали от суеты школьных коридоров, всё равно остаюсь им, — так начала нашу встречу Диана Вячеславовна. — Впервые я назвала себя учителем еще в далеком детстве. Тогда вместе с двоюродными братьями и сестрами, а также соседскими ребятишками мы играла в школу. Я вешала на стену импровизированную доску для своих «учеников», и начинался урок…

«Значит, Ваш выбор был осознанным?» – спрашиваю у своей собеседницы. «Я знала, что профессия учителя – это навсегда! Вот только мучили сомнения  по поводу выбора специализации», — последовал ответ. Да, метания будущей выпускницы начались уже в 10 классе. Она даже поступила на подготовительные курсы в Московский технологический институт, поскольку математика давалась легко… Но вскоре поняла — это было спонтанное решение. После окончания школы девушка сдала документы в Смоленский пединститут, на отделение химии и биологии, однако не прошла по конкурсу: не хватило одного балла. Как потом Диана Вячеславовна скажет  сама себе: «К счастью! Ведь это явно было не мое!».

Судьба направила девушку в нужное русло. И это было отделение начальных классов в Смоленском пед-
училище, куда ее приняли без экзаменов. Здесь студентка оказалась, как рыба в воде: училась легко, увлеченно, с интересом. Потому что это было то самое, о чем мечталось… Через два года Диана – выпускница педучилища с «красным дипломом».

В самостоятельном «плавании»

Самостоятельное «плавание» Д.В. Макаренко началось с вяземской школы-детского сада «Надежда». Правда, учительской вакансии здесь не оказалось, зато было свободно место воспитателя группы продленного дня. Начинающий педагог с радостью заняла эту должность: вместе с детьми не только учила уроки, но и выкраивала время для увлекательных занятий по интересам. Ребятишки с удовольствием общались с молодой, веселой, доброй и очень умной учительницей, получая подобную ответную реакцию от нее самой. Такие же теплые отношения сложились у Дианы Вячеславовны с четвероклассниками, которым она заменила заболевшую учительницу.

— Отправной точкой в учительской биографии для меня стали 1994 год и  средняя школа №19, теперь – родная, десятая… — вспоминает Д.В. Макаренко. — Это был мой самый первый 1-й класс. 26 улыбчивых детских лиц, 26 распахнутых глаз, 26 доверчивых детских душ… Мы вместе начинали  свой путь. Ребятишки – в школе, а я – в педагогике.

 «О чём думалось в годы Вашего профессионального становления?» – спрашиваю у Дианы Вячеславовны. И в ответ слышу следующее: «О многом… Об умении доступно объяснять материал; интересно проводить урок; увлекать полезным делом… И  всегда я возвращалась к мысли: надо учить и воспитывать счастливого человека. Никогда не забуду замечательные слова китайского мудреца и мыслителя Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают». Может быть, для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть?!».

Этот принцип в своей работе Д.В. Макаренко ставила и ставит во главу угла. Она уважает каждого своего воспитанника как личность, независимо от того, упрямый он, непослушный, неусидчивый или незаметный, молчаливый… Диана Вячеславовна умеет разглядеть человека в каждом маленьком человечке, что прекрасно чувствуют и дети, и их родители. И это помогает искренним, доверительным отношениям между ними и учителем.

   — С таким умением, уважать другого,  не рождаются: его нужно в себе воспитывать, растить. А значит, надо уметь работать над собой. И если я, учитель, научусь уважать каждого, тогда заслужу и ответное уважение, — так считает Д.В. Макаренко.

 В «самостоятельном плавании» у Дианы Вячеславовны было немало важных моментов. Это, прежде всего, ее заочная учеба на отделении начальных классов в Смоленском пединституте. А еще — годы жизни в Берлине, где она работала в школе при посольстве, и в Америке.  Это были служебные командировки ее мужа – военнослужащего. Как говорит учитель, прожитые за границей годы дали ей многое: помогли становлению личности, расширению кругозора и укреплению мировоззрения.

Прививать любовь к чтению

 Такую задачу поставила перед собой Макаренко, сама – страстный любитель книг. В 2018 году, вернувшись из Америки, она приступила к воплощению ее в жизнь, придя на работу в среднюю школу №10. Теперь родной первый класс, набранный Дианой Вячеславовной три года тому назад, стал четвертым. Конечно, времени оставалось мало для того, чтобы полностью выполнить поставленную перед собой задачу, но азы любви к чтению все-таки удалось привить.

В полной мере претворение в жизнь своей мечты – повернуть детей лицом к книге – началось в 2019 году, когда у Дианы Вячеславовны появились новые первоклашки. К этому времени у нее была уже создана своя методическая система по привитию ученикам интереса и любви к чтению. Для этого педагог использует самые разные методы. Важным моментом является коллективное посещение библиотеки, где много книг, их авторов, где разножанровые литературные произведения. Это уже заинтересовывает маленьких читателей.

Чтобы дети почувствовали наслаждение от общения с книгой, при изучении того или иного произведения учитель работает над словом и предложением.  К примеру, на уроке ребята прочтут стихотворение и к каждому четверостишию устно «нарисуют» картинки, а дома создадут их на бумаге.  А потом — коллективное обсуждение готовых творений детских рук и фантазии: у кого-то  получилась полная картина мысленно созданных образов, а кто-то упустил детали…

Интересен опыт Д.В. Макаренко по моделированию книг вместе с ребятами. Конечно, это громко сказано… Из-под ребячьих рук «в свет» выходят малюсенькие книжечки, изготовленные из бумаги с соответствующими  жанрам символами и яркими картинками. Как и положено серьезному сборнику, у них есть названия, авторы (фамилии 30 учеников 2-а класса), адрес «издательства» — средняя школа №10. От такой важной работы у юных создателей книг появляется чувство гордости. И, главное, — интерес к ним: как они издаются, как печатаются…

И все сказанное выше – это лишь малая толика того, что делает учитель в выбранном ей направлении. При этом, не забывая о том, что ученику нужны качественные и прочные знания; чтобы он активно участвовал в различных конкурсах и олимпиадах; чтобы  в школе было комфортно; чтобы ребенок учился с желанием и интересом…

 — Радует то, что эти чувства знакомы моим второклашкам. А еще то, что их уже можно назвать читающими, — с гордостью говорит Диана Вячеславовна. – И есть тому доказательства. Если в самом начале после знакомства с текстом дети с трудом отвечали на вопросы, поставленные учителем, то теперь – «лес» рук. И все ответы ясные, осмысленные, что называется, по делу. Приятно отметить и тот факт, что намного повысился их уровень знаний по литературному чтению.

Да, воспитанники Макаренко научились читать вдумчиво: сразу определять тему произведения, самостоятельно и полно выполнять задания по тексту, что отмечают и родители. Они благодарны педагогу за то, что Диана Вячеславовна смогла заинтересовать книгами их мальчишек и девчонок. Ведь ни для кого не секрет, что чтение делает человека добрее, спокойнее, увереннее в себе, повышает навыки общения, поскольку обогащается словарный запас и расширяется кругозор.

— Мне близки слова замечательного русского философа Василия  Розанова: «Школа – это, в первую очередь, учитель, во вторую очередь —  учитель и в третью очередь — учитель. А потом всё остальное». Я выбрала для себя этот путь и буду стараться идти по нему достойно, — так завершила нашу беседу Диана Вячеславовна Макаренко,  справедливый и честный, добрый и строгий, требовательный человек, который умеет прощать.

***

В этом году областной конкурс «Учитель года» проходил в формате онлайн. Как говорит Д.В. Макаренко, очень трудно было подняться на ступеньку второго тура: соперники сильные, а задания — нелегкие. И еще труднее было достойно выступить в шестерке лучших. Диане Вячеславовне это удалось. Она прекрасно выполнила все задания: провела мастер-класс и публичную лекцию; справилась с образовательным проектом, тема которого была объявлена участникам перед самым началом второго тура. Но самое главное — члены жюри отметили новаторство вяземского учителя в области привития детям интереса и любви к чтению.

В. НИКОЛАЕВА.