В канун светлого праздника Рождества Христова в музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» вернулась с реставрации картина неизвестного художника «Неизвестная девочка в сером платье». Работы по ее восстановлению провел специалист Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря П.Е. Балалаев.
Портрет неизвестной был приобретен основателем музея Виктором Евгеньевичем Кулаковым исходно в плохом состоянии. Холст имел серьезные повреждения. Современная научная база и высокие технологии реставрации позволили не только восстановить картину, но и найти ключи к тайнам ее происхождения.
По результатам лабораторных физико-химических исследований вероятная датировка картины – конец XVIII или начало XIX века. Она выполнена маслом на холсте размером 68,5 х 53,2 см. Подпись на картине обладает общими признаками старения с авторской живописью и находит аналогии в творчестве В.Л. Боровиковского. Фа- сон платья изображенной на картине барышни позволяет предположить, что картина была создана в 1810-х годах. Однако, согласно данным исследователей, в это время слава Боровиковского портретиста стала меркнуть. Как писал С. Маковский, после 1809 г., портреты в творчестве мастера встречаются редко, особенно – женские. Сравнение рентгенограмм картины с эталонными рентгено- граммами с картин Боровиковского (в том числе сделан- ными с поздних работ мастера) выявили существенные различия в моделировке лица, рук, платья.
– Портрет хороший, рука мастера уверенного и опытного. На промежуточном этапе даже были предположения, что это рука известного портретиста Владимира Лукича Боровиковского, писавшего царскую семью, – отмечает генеральный директор музея-заповедника «Хмелита» Н.В. Кулакова. – Однако, к сожалению, данная ин- формация не подтвердилась.
Реставраторы удалили пылевые загрязнения с лицевой и оборотной сторон, восстановлена прозрачность покровной пленки, утоньшен и выровнен лак, удалены грубые записи и подлаковые загрязнения вместе со старым дублировочным холстом, а также реставрационный грунт по краям прорыва. Картина натянута на отремонтированный экспозиционный подрамник. Живопись покрыта лаком, места утрат затонированы. Также специалисты дали рекомендацию по хранению и экспонированию картины.
«Неизвестная девочка в сером платье» заняла место в парадном зеленом зале «Хмелиты» рядом с другими портретами неизвестных дам и сановных вельмож, ее могут увидеть все желающие. В ближайшее время на реставрацию в центр имени академика Грабаря будут направлены другие предметы из музейной коллекции.
Любовь КОЛЕСНИК.