Медицина «под стук колес»

Заболеть в дороге… Такая перспектива мало кого обрадует. Да и когда болезнь приходит вовремя?! Люди недомогают по пути в отпуск или возвращаясь с отдыха; следуя в командировку или по другим делам. В этом случае человека выручит своеобразная «скорая помощь», которую являют собой специалисты привокзального медицинского пункта. На станции Вязьма, где в течение суток останавливается немало пассажирских поездов, такой медпункт работает уже много лет. На его специалистов возложены серьезные задачи. Это не только медицинское обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, но и сохранение профессионального долголетия его работников.

На пути к мечте

Коллектив медпункта, который является структурным подразделением Вяземского поликлинического отделения №3, вот уже 13 лет возглавляет профессионал высокого класса Е.Н. Колосова, трудовой стаж которой почти 30 лет. За успехи в работе она награждена Благодарственным письмом Губернатора Смоленской области. Елена Николаевна из тех людей, которые раз и навсегда выбрали для себя не только профессию, но и место будущей работы.

После окончания средней школы №4 и Вяземского медицинского училища у выпускницы была одна дорога, которую она давно избрала для себя – привокзальный медпункт. Как человек коммуникабельный, она сразу же влилась в коллектив. Коллеги уважали ее за справедливость, рассудительность, умение найти выход из сложной ситуации.

К тому же у Елены Николаевны — прочные профессиональные знания, о чем свидетельствует «красный» диплом медицинского училища. Эти качества, как и верность своему делу, коллективу, сыграли в пользу Колосовой при ее назначении на должность заведующей в 2007 году.

Надо сказать, хлопотная эта должность. Кроме выполнения своих прямых обязанностей фельдшера, у заведующей медпунктом еще много других. Прежде всего, создание благоприятных условий для нормальной работы коллег. Систематическое пополнение пункта медицинским инструментарием, лекарствами, предметами ухода за больными тоже входит в обязанности Е.Н. Колосовой, как и строгий контроль за сроком годности медикаментов. И за все 13 лет она на деле доказала, что способна управлять коллективом, а также в идеальном порядке содержать документы и досконально оформлять отчеты.

Самого хорошего мнения о заведующей привокзальным медпунктом руководитель Вяземского поликлинического отделения №3 Л.Ю. Козлова. Она считает, что Елена Николаевна Колосова – человек на своем месте: это грамотный специалист и умелый руководитель, к слову и совету которого всегда прислушиваются коллеги.

Классные специалисты

Коллектив медпункта небольшой: пять человек вместе с заведующей. В разное время они окончили Вяземское медучилище, имеют большой стаж работы в области здравоохранения. По словам Елены Николаевны, коллектив, возглавляемый ею, дружный, трудоспособный. Все сотрудники – честные, ответственные, общительные люди, которые трудятся с желанием, а не просто формально выполняют возложенные на них обязанности.

В медпункт они пришли в разное время. Кто-то работает здесь более десяти лет, а кто-то – два – три года. Несмотря на это, все сотрудники учреждения – классные специалисты в своем деле, которое освоили до тонкостей.

Рабочий стаж Н.В. Лебедевой – 24 года. Ее самостоятельная трудовая деятельность началась в Вяземской ЦРБ. Придя на работу в медпункт, Лебедева поняла: это именно то, что ей нужно. И подтверждение тому – 13 лет безупречной деятельности. Верность и преданность Натальи Валерьевны своей профессии передалась сыну, который учится в Смоленской медицинской академии. Есть надежда на то, что зарождается новая династия…

В 2010 году в медпункт пришла Светлана Александровна Морозова. Быстро войти в курс дела ей помогли три года работы в следственном изоляторе, куда она поступила сразу же после окончания медучилища. Это была хорошая практика для начинающего профессионала.

Опытным специалистом пришла на работу в медпункт Н.В. Бабичева. За ее плечами – 35 лет трудового стажа: в вяземской железнодорожной больнице и в отделении интенсивной терапии одной из московских клиник. Вернувшись в родной город, Наталья Владимировна устроилась в медпункт и за два года не пожалела об этом.

За 26 лет медицинской практики Е.В. Игнатьева прошла по разным ступенькам профессионального мастерства. После окончания училища два года она работала на «скорой помощи» в темкинской больнице. Потом четыре года – в вяземской железнодорожной больнице. XX век для Елены Васильевны начался с нового места работы – здравпункта локомотивного депо. Здесь один из основных видов деятельности специалиста-медика — профилактический осмотр машинистов и их помощников до и после рейсов. И этот опыт пригодился Е.В. Игнатьевой, когда в 2018 году она стала работать в привокзальном медпункте.

Классные специалисты этого учреждения отлично справляются с задачами, возложенными на них. Их знают и уважают жильцы близлежащих домов за то, что никогда не откажут в помощи. В этом они в основном нуждаются в вечерние часы и в выходные дни, когда железнодорожная поликлиника не работает. Одному человеку нужно померить давление, другому — дать обезболивающее средство… А кто-то приходит в медпункт за советом или просто поговорить с хорошими людьми.

На плечи его специалистов возложена еще одна важная обязанность: обеспечение медицинской помощи работникам восстановительного поезда. В чрезвычайных ситуациях, например сход вагона с рельсов, обязательно присутствие фельдшера. Так что, день это или ночь, при поступлении сигнала специалисты медпункта оправляются в путь. А к месту ЧС он зачастую бывает неблизким…

Важная и ответственная работа

Как я поняла из беседы, которая после разговора о коллективе плавно перетекла в другое — профессиональное русло, основное предназначение привокзального медпункта, который работает круглосуточно, — своевременное оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме. В числе пациентов – пассажиры пригородных и поездов дальнего следования, а также те, кто находится на вокзале, платформах и привокзальной площади. Если возникает чрезвычайная ситуация, персонал медпункта вместе с сотрудниками вокзала организует прибытие «скорой» и ее проезд к месту ЧС. Если нужна госпитализация, человека забирают и увозят в стационар.

— Часто ли бывают такие случаи? – спрашиваю у Елены Николаевны.

— Бывает по-разному. Ограниченное пространство вагона, сама ситуация путешествия, нарушающая привычный режим, могут привести к обострению хронических заболеваний. Чаще всего появляются боли в сердце, и повышается давление. Есть и специфические травмы: например, ожог кипятком, падение с полки… В таких экстренных обстоятельствах рядом оказываемся мы, как называют нас пациенты, «скорая помощь», но… не на колесах, — услышала я в ответ.

Получается, что персонал медпункта всегда находится, как говорится, в боевой готовности: ведь вызов может поступить в любой момент. «Часто мы даже не знаем, в каком состоянии будет пассажир, какая помощь ему потребуется, — продолжила нашу беседу Елена Николаевна. – Когда в дороге человеку становится плохо, то начальник поезда извещает об этом медиков ближайшей станции. Если это Вязьма, то состав встречаем мы. Иногда бывает известен предварительный диагноз, поставленный нашими коллегами с других железнодорожных узлов. Но ведь за несколько часов ситуация может кардинально измениться…».

Работникам привокзального медпункта приходится иметь дело с самыми разными диагнозами. За смену они могут пообщаться с гипертониками и сердечниками; вправить вывихи; разобраться с простудами и отравлениями, ожогами и сотрясениями головного мозга, приступами бронхиальной астмы и аллергии, порезами и ушибами. В непростых ситуациях им приходится поработать и психологами… Как считает Елена Николаевна, с профессиональной точки зрения — это и пополнение запаса знаний, и подкрепление к медицинской практике.

Но оказание первой помощи пассажирам – это малая толика того, чем занимаются специалисты медпункта. Ведь какова специфика работы на железнодорожном транспорте? Все те специалисты, которые связаны с движением поездов, постоянно находятся в зоне риска и отвечают не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров. Будь то машинист или осмотрщик вагонов…

Такая работа требует крепкого здоровья, концентрации внимания. Вот поэтому вся система железнодорожного здравоохранения ориентирована, прежде всего, на профилактику. Занимаются этим и специалисты привокзального медпункта, проводя осмотры как перед рейсом или сменой, так и после них. Словом, за сутки через медпункт проходит около 100 человек: это работники вагонного депо, станции Вязьма, машинисты, которые находятся в командировках, водители автотранспорта железнодорожных предприятий и организаций да и многие другие.

***

Наша беседа подходила к концу. В завершении я спросила у своей собеседницы: «Елена Николаевна, что вы, специалист с большим стажем и опытом работы, посоветуете нам, как уберечь свое здоровье в пути: ведь, можно сказать, каждый человек априори – пассажир?». «Собираясь в дорогу, нужно приготовить мини-аптечку. Из лекарств необходимо взять те, которыми вы пользуетесь постоянно для лечения хронических заболеваний. Обязательно берите эти препараты в том количестве, которое необходимо для всей поездки! Даже с небольшим запасом… Средством номер один в пути-дороге врачи считают анальгетики, а еще – и обезболивающие. На случай появления порезов и ссадин положите в чемодан противомикробные мази. И помните о том, что для оказания первой помощи пассажирам в поезде имеются медицинские аптечки!» – посоветовала нам, потенциальным пассажирам, Елена Николаевна Колосова.

В. НИКОЛАЕВА.