Беседы о «старой» Вязьме

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Этой цитатой великого писателя Н.В. Гоголя автор книги «Прогулки по старой Вязьме» Н.Г. Гурская предварила разговор о современном состоянии памятников архитектуры в нашем городе, об их настоящем и будущем. О том, что может сделать вяземская молодёжь для сохранения своего исторического наследия, краевед рассказала волонтёрам культурного патруля.

— Наталья Георгиевна, Вы занимаетесь изучением истории Вязьмы уже более 30 лет. Появились ли какие-то положительные изменения за эти годы?

— Положительных изменений я не наблюдаю, скорее наоборот. С каждым годом облик вяземских улиц меняется: исчезают старинные дома, разрушаются памятники архитектуры, а вместе с ними уходит идентичность города, его уникальный облик, складывавшийся веками. Посмотрите, как в старинных европейских городах сохраняются исторические центры! На них завязано всё, от туризма до повседневной жизни горожан. Да, Вязьма была почти полностью разрушена в годы войны. Но какие-то фрагменты, сохранившие историческую среду, сохранились. Благодаря им город сохраняет свой неповторимый облик. Кто-то скажет, что процесс изменения и утрат неизбежен, но зачастую на наших глазах происходит самый настоящий вандализм, когда пренебрегают даже теми крохами, которые остались нам после военной разрухи. Памятники архитектуры федерального значения стоят с зияющими окнами и просто ждут, когда их растащат на стройматериалы. К «местным» памятникам отношение более внимательное. В них хотя бы проемы окон и дверей закладывают, чтобы оградить от вандализма местных жителей. К сожалению, это не всегда помогает.

— В чём, на Ваш взгляд, причина такого культурного упадка? Ведь это можно назвать именно упадком?

— Если говорить конкретно про Вязьму и Смоленскую область, то здесь все признаки культурного отчуждения налицо. Причина в том, что никто не хочет нести ответственность за сохранение того небольшого массива уникальных старинных построек, доставшихся нам от купеческого и дворянского прошлого. Например, дом № 32 по улице Кронштадтской – памятник архитектуры федерального значения, буквально гибнущий на глазах. В советское время он был полностью отреставрирован, в нём были воссозданы перекрытия между этажами, лестницы, окна, двери. Сегодня же местные власти говорят: это памятник федеральный, не наш, не нам его ремонтировать. А федеральные власти молчат, не отвечают на наши письма и обращения. И так на всех уровнях: одни перекладывают ответственность на других, другие на третьих, и концов в этой цепочке не найти.

— А те памятники, которые «наши»? Их ведь обязаны ремонтировать?

— Важно понимать разницу между научной реставрацией и той, что проводится у нас в Вязьме. У нас она зачастую производится без учёта возраста и особенностей памятника. Например, установка пластиковых окон в зданиях церквей XVIII века нарушает вентиляцию всего строения: оно совсем по-другому «дышит», из-за чего на стенах быстро развивается грибок. Но попытка донести это до наших «реставраторов» вызывает лишь возмущение и откровенное пожелание радоваться тому, что есть. Есть еще такое понятие, как консервация памятников архитектуры. Если нет возможности дать новую жизнь старому строению, то нужно хотя бы защитить его от разрушения до лучших времён.

— В кругах неравнодушных к теме сохранения культурного наследия вязьмичей не так давно родилась идея создания Вяземского краеведческого центра, сотрудники которого могли бы в том числе контролировать выполнение реставрационных работ. Вы верите в возможность появления такой организации в нашем городе?

— Идея хорошая, но пока я не вижу людей, которые смогут воплотить её в жизнь. Для создания и успешной работы такой организации нужны заинтересованные специалисты: археологи, реставраторы, архитекторы, геологи, историки. Всем им нужно платить зарплату, а если среди них будут иногородние, то необходимо и жильё. Нельзя создавать что-то на пустом месте, без подготовленной материально-технической базы. Силами же местного краеведческого сообщества вряд ли можно выполнить все те задачи, которые ставят авторы идеи.

Возможно ли силами самих жителей добиться положительных изменений в сохранении архитектурного облика Вязьмы?

— Более того, только так и возможно. Во-первых, необходимо воспитывать общественное самосознание, чтобы люди не были равнодушны к теме культурного наследия. Во-вторых, писать письма. Часто, помногу, во все инстанции. Только так в наше время можно привлечь внимание к разрушающимся памятникам и добиться их восстановления. Но главное, чтобы жители города поняли и почувствовали, что сохранение исторического и культурного наследия – задача не только администрации города, а каждого из нас. Это всеобщее достояние, и от каждого из нас зависит, что останется после.

— Почему для Вас лично важно сохранять историческое наследие Вязьмы?

— Потому что это единственный способ сохранить лицо города. Когда в Вязьме будет разрушено последнее историческое здание, город станет безликим, мёртвым. Много лет назад, когда я только начинала работать экскурсоводом, меня поразило, как много интересной литературы и научных исследований, посвящённых другим городам. По Вязьме же не было практически ничего. Мне посчастливилось застать людей, которые ещё носили в себе память о дореволюционной Вязьме, её улицах и жителях. Много открытий для себя я нашла в библиотеках и архивах. И чем дальше углублялась в изучение истории города, тем больше новых интересных подробностей находила. А сколько удивительных, часто забытых судеб людей связаны с этой историей! Так, последние пять лет я работаю над справочником о вяземских купцах. Материала набралось уже более чем на 400 страниц! Мы ещё слишком мало знаем о своём городе, но это не даёт нам права отмахиваться от его культурного наследия. Напротив, необходимо сохранять то немногое, что еще осталось, и собирать по крупицам нашу уникальную историю.

Подготовила Мария Киселёва.