Имение Мезенцевых

На Вяземской земле множество замечательных мест, становившихся в разные эпохи ареной памятных знаменательных событий. История хранит славные имена известных людей, судьбы которых тем или иным образом связаны с нашей малой родиной. Но время не щадит материального, беспощадно стирая следы минувшего. И, порой, в наследство последующим поколениям достаются не цветущие имения или старинные усадьбы, а лишь координаты географических точек на карте. К сожалению, точек таких немало. Есть такое местечко и близ Старой Смоленской дороги, где располагалось когда-то село Рыхлово.

Внучка великого русского поэта

Давно исчезнувшее село Рыхлово, что находилось в тринадцати километрах юго-западнее Вязьмы, самым непосредственным образом связано с именем Веры Александровны Мезенцевой – внучки Александра Сергеевича Пушкина.

В.А. Мезенцева.

Вера родилась 19 декабря 1872 года в семье старшего сына А.С. Пушкина Александра Александровича и его первой супруги Софьи Александровны Ланской. Девочка, обладавшая мягким и добрым нравом, с малых лет была всеобщей любимицей. Она отлично училась, много читала, в совершенстве владела английским, французским и немецким языками, интересовалась медициной, увлекалась музыкой и живописью.

5 сентября 1901 года юная Вера Александровна вышла замуж за Сергея Петровича Мезенцева, навсегда покорив сердце гвардейского полковника. После свадьбы, которая состоялась в Москве, молодожены уезжают в купленное Сергеем Петровичем незадолго до женитьбы имение Ершино Вяземского уезда. Место было очень красивое. Около дома раскинулся старинный парк с тенистыми прудами, вокруг березовые рощи и неподалеку река Вязьма. Всем сердцем прониклась Вера Александровна к этому живописному уголку русской природы, и имение стало любимым местом, где семья Мезенцевых проводила летние месяцы.

С.П. Мезенцев.

Неподалеку раскинулись и владения родителей Сергея Петровича – Рыхлово и Лукьяново, где протекало когда-то счастливое детство мальчика. Его бабушка Мария Ниловна Озерова в 1862 году построила в Рыхлово каменный храм во имя святителя Николая. Там же при церкви был устроен фамильный склеп, в котором еще до женитьбы Сергея Петровича были похоронены его родители.

В счастливом, но недолгом браке у Мезенцевых родилось трое детей: дочери Марина, Наталия и сын Александр. В феврале 1909 года, находясь с детьми у родственников в Лопасне (современный город Чехов Московской области), Вера Александровна зарази-
лась скарлатиной и скоропостижно скончалась. Отпевали В.А. Мезенцеву в Анно-Зачатьевской церкви в Лопасне. После чего безутешный супруг перевез тело жены в Рыхлово, разместив гроб в фамильном склепе. В дальнейшем Сергей Петрович всецело посвятил себя службе и воспитанию детей, так и не женившись больше.

Дочь Мезенцевых Наталья Сергеевна, автор книги «В них обретает сердце пищу…» бывала в детстве на могиле матери и вспоминала об этом так: «Летом, живя в своем имении Ершине, в Смоленской губернии, мы ездили на могилу матери в имении брата отца, в Рыхлово, бывшее в двадцати пяти верстах от нашей усадьбы. Там, под церковью, недалеко от дома, был склеп семьи Мезенцевых, могилы родных моего отца.

Помню этот склеп, помню, как приносили связку больших ключей, открывали громыхающий замок и спускались на несколько ступенек вниз. Вот налево от лесенки у стены – белая гробница, над ней – мраморная доска с золотыми буквами, еще икона и лампада. Это могила моей матери. Вдоль других стен тоже захоронения родных. В склепе сыро и прохладно, давящая тишина. Только голос священника нарушает привычное молчание. И вот три детских головы склоняются в глубоком земном поклоне к священной могиле своей матери, покинувшей молодой, в цвете лет, этот свет, своих детей и мужа… А потом прошло время, и этот тихий, никому не мешавший уголок был зверски разнесен, разгромлен, и ничего от него не осталось. Только память этой святости осталась в душах близких и исчезнет лишь вместе с ними, нашей жизнью».

Утерянное наследие

Утверждать, что память о потомках Пушкина стерта временем, подобно стертому с лица земли имению Мезенцевых, было бы несправедливо по отношению к вязьмичам. В разные годы наши земляки неоднократно организовывали экспедиции и исследовали урочище, работали с архивными данными и предпринимали попытки установить истину и увековечить память В.А. Мезенцевой.

По результатам исследований и рассказам очевидцев известно, что склеп Мезенцевых находился под церковью, которая простояла до марта 1943 года. До конца 20-х годов за фамильным захоронением присматривал некий дьякон М.М. Данилевич, якобы лично преданный семье Мезенцевых. Позже склеп был разорен. В марте 1943 года при отступлении фашисты взорвали церковь и склеп завалило.

В 50-е годы местные жители обнаружили усыпальницу. По времени это совпало с перезахоронением наших павших в боях воинов и партизан. В районе села Рыхлово были найдены останки более полусотни человек, которые были перенесены в братскую могилу в поселке Семлево. По одной из версий, туда же был перенесен и прах Мезенцевых. Однако, согласно другим источникам, останки были захоронены на старом церковном кладбище Рыхлова.

Вопросов было больше, чем ответов, и это не давало покоя неравнодушным вязьмичам. Летом 1999 года состоялась одна из экспедиций к месту предполагаемого захоронения внучки А.С. Пушкина. Историк и краевед А.К. Жаворонков показал участникам похода, где находилось Рыхлово, на месте которого сохранились остатки фундамента церкви и фамильного склепа Мезенцевых. Члены экспедиции встретились тогда со старой жительницей села Усадище М.И. Захаренковой, которая раньше жила в Подрезове близ Рыхлова. Она рассказала о том, что склеп был разграблен еще в первые годы советской власти. По словам Захаренковой, ее сыновья после войны похоронили вблизи склепа найденные кости.

Следует отметить, что плита с надгробия П.И. Мезенцева, отца Сергея Петровича, чудным образом уцелела и, проделав определенный путь, упокоилась в храме Покрова Божией Матери в деревне Покров. Ее и сейчас можно увидеть и поклониться памяти генерала Мезенцева.

Следующая экспедиция к склепу в Рыхлово состоялась в сентябре 2011 года. В числе ее участников были педагоги станции туристов Л.В. Бурмистрова, Н.В. Ильина, С.П. Новиков и председатель комитета по спорту и туризму администрации Вяземского района А.К. Клименков. Место, где находилась церковь, сильно заросло, а в самом склепе были найдены остатки ткани и человеческие кости. Экспертиза найденных останков установила, что они принадлежали молодой женщине и по возрасту относятся к началу двадцатого столетия. В результате было принято решение о перезахоронении останков, которые с высокой долей вероятности могли принадлежать В.А. Мезенцевой.

Накануне знаменательного события, которое было назначено на 27 августа 2003 года, в бывшем Рыхлово был раскинут палаточный лагерь, куда выезжали педагоги и сотрудники станции юных туристов. Они расчистили вход в склеп и прилегающую территорию от бурелома, выкосили траву на бывшей усадьбе, облагородили родник на хуторе Забегаевка, поставили верстовые столбы и указатели, чтобы было легче найти дорогу.

Символично, что само памятное событие состоялось в День рождения Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Открывая мероприятие, директор Вяземской станции юных туристов Л.В. Бурмистрова рассказала о том, какая огромная была проделана работа, чтобы состоялось перезахоронение останков В.А. Мезенцевой (Пушкиной). Весьма эмоциональным стало тогда выступление историка и краеведа А.К. Жаворонкова, который лично был знаком с дочерью Веры Александровны Натальей Сергеевной Мезенцевой и поддерживал с ней тесные отношения. Двадцать лет он собирал материал о внучке поэта и ее родных.

В тот памятный день в урочище звучали стихи А.С. Пушкина, была отслужена панихида, и останки внучки поэта были похоронены рядом с разрушенным фамильным склепом. На могиле был установлен крест, автором которого является художник Александр Мартиросов.

Хочется верить, что точка в этой грустной, окруженной ореолом тайны, романтической истории не поставлена, и она найдет свое продолжение в творчестве журналистов, прозаиков и, конечно, поэтов. 30 сентября был день именин Веры Александровны. Это праздник, в котором поминаются Вера, Надежда, Любовь. Очень важно, чтобы эти христианские добродетели всегда оставались духовным фундаментом нашей жизни и чтобы историческая память сохранялась на Вяземской земле, а с ней – и чувство гордости наших земляков за причастность к деяниям великих предшественников.

Подготовила Алина Сотник.