Вязьма – столица смоленских казаков

2 октября 2020 года в Смоленском казачьем институте промышленных технологий и бизнеса (филиале) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» прошёл форум «Казачество России за веру, семью и Отечество!», посвящённый 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В мероприятии приняли участие казаки Смоленского отдельского казачьего общества, приглашённые казаки других регионов Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», студенты и преподавательский состав Смоленского казачьего института, священнослужители, представители органов местного самоуправления и федеральных структур, деятели науки и культуры.

Так исторически сложилось, что Вязьма стала центром казаков на Смоленщине. Изменение образа жизни казаков, перенесение интересов казачества с южных регионов в западную часть формирующегося государства повлекло за собой переселение казаков и на Вяземскую землю. Сначала появились казаки-однодворцы. По преданию считается, что таким казаком был Баврин. Фамилия эта и сейчас часто встречается в этих местах, и современные Баврины подтверждают свою причастность к казачьему роду. Первым документом, подтверждающим проживание и служение казаков на Вяземской земле, является грамота, выданная царём Алексеем Михайловичем Романовым атаману Вяземской станицы Власу Никитину на пользование землёй и служение интересам государя.

События в Смоленской войне 1632- 1634 годов и участие в ней казаков как на стороне русских войск, так и на стороне поляков описываются многими историками. Известно, что к началу войны в Вяземском гарнизоне, кроме дворян, боярских людей и стрельцов, несли службу 306 вяземских казаков, из них 178 — конных и 128 – пеших. Всего защитников Вязьмы было 1557 человек. При осаде Смоленской крепости войсками под командованием воеводы Михаила Борисовича Шеина Вязьма оказалась в глубоком тылу и стала одной из главных снабженческих баз московских войск. На вяземских казаков были возложены обязанности по несению гарнизонной службы в освобождённом от поляков городе Дорогобуже. По государеву указу 150 казаков должны были служить два месяца в Дорогобужской крепости, а затем их меняли другие 150 казаков из Вязьмы. Таким образом, примерно половина вяземских казаков должна была постоянно находиться в Дорогобуже, а другая половина — в Вязьме.

За месяцы осады Смоленска армией под командованием Б.М.Шеина казаки вяземского гарнизона выполняли различные вспомогательные задачи. Они неоднократно посылались из Вязьмы для сопровождения продовольствия и фуража, 100 вяземских казаков с сотником Кузьмою Дешковским были даны воеводой Вельяминовым в прибавку к московским стрельцам для сопровождения государевой казны в Дорогобуж.

25 августа 1633 года к Смоленску подошли войска польского короля Владислава численностью до 23 тысяч человек. Это внесло перелом в ход Смоленской войны. В сентябре бегство русских из войска, осаждавшего Смоленск, увеличилось. Сбежали все донские и яицкие казаки численностью в 1200 человек. Вяземские воеводы отказались в смене казаков в Дорогобужском гарнизоне. В ноябре Владислав послал войско численностью в 5650 человек для нападения на Дорогобуж и Вязьму, З800 человек из посланного войска составляли запорожские казаки. Из Вяземской крепости была сделана вылазка, в которой участвовали и вяземские казаки. Был бой, в котором «польских и литовских людей много побили».

Войска под командованием воеводы Б.М.Шеина отступили от Смоленска, в тяжёлом положении оказался Дорогобуж. Вязьма продолжала сражаться. Затянувшаяся война измотала силы обеих сторон. 4 июня на речке Поляновке между Вязьмой и Дорогобужем был подписан мирный договор. Воины защитили город Вязьму от врага, с честью выполнив свой воинский долг.

Эти исторические факты показывают, какие тесные взаимодействия между казачеством и городом Вязьмой были в XVll  веке. Неоспорим и тот факт, что город Вязьма являлся и является местом проживания казаков и их семей. Возле первого казачьего института установлен памятник атаману Матвею Ивановичу Платову. Это страницы героического подвига казаков в Отечественной войне 1812 года у Протасова моста через речку Осьму. 27 августа (15 августа по старому стилю) 1812 года главные силы 1-й и 2-й Западных армий прибыли в назначенные им пункты и расположились: 1-я Западная армия – у города Вязьмы, 2-я – юго-восточнее Вязьмы, в районе деревень Быково и Скоблево. Чтобы дать армиям воссоединиться и оторваться от противника, командованием было принято решение задержать противника у реки Осьма.

В 11 часов утра 27 августа начались бои между авангардом французской артиллерии и арьергардом казачьих полков. У Протасова моста на реке Осьме между селениями Станище и Беломир казаки под командованием М.И.Платова в течение всего дня сдерживали натиск превосходящих сил противника. В результате боёв противник был остановлен арьергардом и Донскими полками.

В Отечественной войне 1941 — 1945 годов казаки в районе Вязьмы проявляли мужество и смелость. В январе 1942 года 1 – й кавалерийский корпус ушёл под Вязьмой в глубокий рейд по тылам фашистов и только в июне 1942 года измотанный, но боеспособный вышел из окружения. Имея практически одинаковые условия и оперативную обстановку, только Павел Алексеевич Белов, командир 1 — го Кавкорпуса, из всех генералов, оказавшихся в окружении, нашёл в себе силы и мужество самостоятельно действовать в сложной обстановке того времени. Огнём, манёвром и умением использовать местность конники под командованием генерал – майора П.А.Белова навязывали свои условия боя. Вместо того, чтобы обескровить корпус безуспешными атаками на Вязьму, П.А.Белов пошёл в тыл врага на запад. Бил фашистов в смелых рейдах и налётах, освобождал обширные территории и в итоге, оттянув на себя семь дивизий гитлеровцев, вышел к своим. Герой Советского Союза, генерал – полковник Павел Алексеевич Белов умер в 1962 году. В памяти казаков и благодарных вязьмичей он живёт до сих пор и будет жить вечно.

Это не вся история казаков и Вязьмы, это только эпизоды XVll, XlX и XX веков, в которых крепко-накрепко связаны судьбы казаков и Вяземской земли. История казачества в городе продолжается, и эту историю пишут люди. Вот имена некоторых из них. Это казачий полковник Александр Иванович Культяпкин, войсковой старшина Анатолий Владимирович Миненков, войсковой старшина Юрий Юрьевич Заболоцкий, войсковой старшина Сергей Александрович Сиденко. Конечно, это не все казаки, которые подняли флаг казачества в городе и продолжили вписывать новые и новые истории в славную летопись казаков. Но именно они возглавили движение по возрождению казачества в городе Вязьме.

Лётчик, майор авиации А.И. Культяпкин оказался в Вязьме по назначению командования инструктором ВУАЦ ДОСААФ. Потомственный казак из Владикавказа, кровью терского казака чувствовал родственные связи с Вяземской землёй и проявил отвагу связать историю современных казаков с землёй предков. В то неспокойное время этот шаг был на самом деле отважным в Вязьме, где забыли, что здесь жили казаки и до сих пор живут их потомки, в жилах которых течёт кровь, в которой вольница и отвага. Живут люди, которые в смутное время поднимут на высшую ступень ответственность патриота своего Отечества

Неудивительно, что Вязьма – столица смоленских казаков. И именно в этом городе появился Божьей милостью казачий институт. Конечно, в любом непростом деле должен быть особый инструментарий, с помощью которого и происходит Божье творение. И этим инструментом в создании высшего учебного заведения в Вязьме были Александра Викторовна Лёшина и Александр Иванович Культяпкин. Первый казачий институт, филиал Московского государственного технологического института им. К.Г. Разумовского стал базовой площадкой для Вяземского филиала благодаря Валентине Николаевне Ивановой — ректору МГУТУ, войсковому старшине казачьего войска.

Казак всегда отличался особыми знаниями и многогранными способностями. Этого требовало дело, которым казак занимался с малых лет. Но основа основ в формировании казака как личности являлась служение Отечеству и Богу. Все славные Победы казачества, начиная со взятия Казани, были отмечены Божьей милостью, о чём всегда помнят казаки и благодарят за этот святой Покров Божью Матерь Гопода нашего Иисуса Христа. Отсюда и тесная связь с православной церковью, где казак получает особую благодать на служение Отечеству при верстании в Церкви.

Воспитание казака как личности, заслуживающей этого высокого звания, начинается с малых лет, к чему стремится Смоленское отдельское казачье общество. В Вязьме в удивительной школе «Надежда», которая объединяет дошкольное образование и начальное до четвёртого класса включительно, есть группа казачат, которые на конкурсе «Споём, станица» в 2018 году заняла первое место. А кадеты Кайдаковской общеобразовательной школы, кроме песенного творчества, овладели и фланкировкой, в состязаниях по рубке шашкой Александра Кулагина заняла первое место в межрегиональных соревнованиях в г. Гагарине.

Успешно патрулируют казаки улицы города вместе с полицией, поддерживая порядок, участвуют в парадах, блистая выправкой и казачьей формой. Посещают семьями храмы в выходные и праздничные дни, приводят в порядок воинские захоронения.

В создании мемориального комплекса «Поле памяти» принимали участие казаки. Это первое «Поле памяти» на территории бывшего Советского Союза, а теперь это и памятник казакам всех войн и всех поколений, погибшим при исполнении воинского долга за веру, Отечество и славное казачество. На Поле памяти, которое венчает казачий погост, имена недавно ушедших от нас казаков. Светлая память братьям-казакам Николаю Павловичу Михайлюкову, Сергею Николаевичу Благому, да и всем казакам, положившим живот свой за казачье дело.

Три церкви казаки считают своими, казачьими. Это храм во Всеволодкине. Там служит потомственный казак – иеромонах Даниил (Александр Сычёв). Его род в скрижалях казачьей доблести на особом месте. Доблести его предков не только из века в век, но и в настоящее время среди современных воинов, отдавших жизнь на поле брани за други своя. Прибивку казачьего знамени казаки Вяземской станицы атамана Ю.Ю.  Заболоцкого освящают в храме Александра Невского в посёлке Вязьма – Брянская. Совершаются постоянно службы, в которых молятся за здравствующих и ушедших в мир иной казаков, в храме Покрова Божьей Матери. К этому храму приписаны и воспитанники кадетских классов. Здесь
принимаются верстания молодых казаков.

«Слава Богу, что мы казаки», — слышится радостное восклицание на земле Вяземской. На земле, прославленной ратными делами. На земле, где город Вязьма всегда стоял и стоит на защите интересов и рубежей Отечества. Город, который носит высокое звание «Город воинской славы». Есть в этой славе и частица ратного труда казаков. Казаки гордятся этим! И уверены, что как славу казака не посрамили их предки, так не посрамят и их потомки и так будет во веки веков.

Александр Клименков.