Древнерусское городище

История с женским лицом

Археология – слово женского рода, и так случилось, что история исследования вяземских древностей – это история с женским лицом. Начало археологическому изучению Вяземской земли положила первая на Смоленщине женщина-археолог – Екатерина Николаевна Клетнова, а научный сотрудник Института археологии РАН Татьяна Васильевна Сергина успешно продолжила начатое дело.

Следует напомнить, что Е.Н. Клетнова родилась 1869 году в Москве, но ее вполне можно считать и вязьмичкой. Через короткое время после рождения дочери родители Клетновой переехали в свое имение Кочетово Вяземского уезда. Будучи еще совсем юной особой, Екатерина начинает публиковать свои научные статьи. В самом начале двадцатого столетия молодая женщина-археолог приступает к раскопкам в родном уезде. Она проводит регулярные разведки и исследования археологических памятников в наиболее доступном для нее среднем течении реки Вязьмы.

Е.Н. Клетновой было открыто и описано древнерусское городище Русятка, а также несколько курганных групп в этом районе. Именно здесь были сделаны интереснейшие и важнейшие находки. К сожалению, материалы из раскопок Клетновой не сохранились до наших дней, но исследовательница регулярно публиковала результаты своих работ. По ее документальным записям мы можем составить представление о начале освоения этой земли в древности и о заселенности течения реки Вязьмы в период XI-XIII веков.

Изыскания Екатерины Николаевны, безусловно, продолжились бы, но грянула революция. Новая власть объявила идейно чуждым практически все, что было связано с историей и культурой дореволюционной России. В этой системе ценностей Клетновой не было места. В 1924 году она уезжает в Прагу на научную конференцию и не возвращается. Этот отчаянный шаг во многом определил судьбу ее научных трудов на родине. О Екатерине Николаевне и ее исследованиях постарались забыть.

Спустя долгие годы, справедливость все-таки восторжествовала. Уже в течение нескольких десятилетий в Вязьме регулярно проводятся научно-краеведческие чтения, носящие имя этой замечательной подвижницы, археолога, этнографа, фольклориста. А инициатором и одним из организаторов Клетновских чтений является кандидат исторических наук Татьяна Васильевна Сергина. Именно ей мы обязаны наличием точных и основополагающих данных по истории ранней Вязьмы.

Исследования Сергиной

Татьяна Васильевна проводила археологические раскопки Русяткинского и других средневековых городищ на территории Вяземского района. Именно Сергиной были инициированы раскопки на Соборном холме – внутри Вяземской крепости. На основе своих археологических находок она накопила обширный материал об истории нашего древнего города.

Татьяна Васильевна Сергина.

Согласно данным, собранным Т.В. Сергиной, возведение Русяткинского городища приходится на период расцвета Смоленского княжества, которым правил в то время внук Мономаха – Ростислав Мстиславич. Это было типичное для своего времени укрепление: насыпные валы, вплетенные в рельеф местности, рвы, ворота и стены. Не исключено, что были даже башни. Но в те времена еще не было огнестрельного оружия, поэтому они скорее служили дозорными площадками, нежели оборонительными элементами крепости.

Внутри Русяткинского городища жили в основном воины. Не исключено, что они селились там вместе с семьями, поскольку и Клетнова, и Сергина находили здесь осколки стеклянных женских украшений. А вот каких-либо следов хозяйственной деятельности исследовательницы не обнаружили. Получается, что древние жители Русятки не торговали и не занимались ремеслами. То есть городом, в привычном понимании этого слова, Русяткинское городище не являлось. Оно было лишь укрепленным пунктом, где либо постоянно, либо, сменяя друг друга, находились дружинники князя, своим присутствием утверждавшие его власть. По всей видимости, они занимались усмирением лихих людей, сбором оброка, охраной купцов. Согласно результатам исследования, жизнь здесь затихла приблизительно через сто лет – в первой половине XIII века. Воины ушли, оставив свое укрепление, когда выше по течению возникла новая крепость удельных вяземских князей. Археологические раскопки на Соборной горе нашего города дали похожие результаты. Укрепление здесь возникло во время усиления Смоленского княжества, и оно также не являлось городом, а было скорее пунктом административно-военного присутствия княжеской власти.

Мистика или предчувствие?

Часть археологических находок с раскопок Русяткинского городища хранится в Вяземском историко-краеведческом музее. В разные годы здесь проходили выставки, автором научной концепции которых являлась Татьяна Васильевна Сергина.

В экспозициях тех лет были представлены предметы, найденные в ходе экспедиций, которые проводились Институтом археологии РАН в 1989 и 1995-1998 годах. Вязьмичи тогда познакомились с экспонатами, датируемыми двенадцатым столетием, среди которых: ранние формы нательных крестов, различные детали вооружения воинов того времени, бронзовые и стеклянные женские украшения.

Как было сказано выше, некоторые артефакты, добытые в ходе той или иной экспедиции на Вяземской земле, хранятся здесь же. Директор историко-краеведческого музея О.Е. Селявина напомнила о том, что среди них есть и предметы, обнаруженные при раскопках С.И. Борисовым – основателем музея. Безусловно, главным украшением данной экспозиции является ожерелье, найденное им при проведении археологических работ на Русятке в 1964  году. Кроме того, с этим древним украшением связана удивительная, граничащая с мистикой история.

Сын основателя нашего музея – Владимир Степанович Борисов в своих воспоминаниях рассказывает о том, что его отец вместе с сотрудницей Московского исторического музея Латышевой готовились тогда к раскопкам одного из курганов на Русятке. В ночь перед этим ему приснился сон: «Селище X века. К отцу подошла девушка в белом льняном платье с многочисленными подвесками и серебряными браслетами на руках. Девушка, указывая на грудь, пожаловалась, что ее убили ножом. Когда вскрыли захоронение, отец снова «встретился» с нею: то же платье, те же украшения, те же ровные жемчужные зубы. Отец был ошеломлен увиденным».

Остается только гадать, что скрывается за этой семейной легендой: мистика, которая зачастую присутствует при вскрытии древних захоронений, или невероятное предчувствие, посетившее исследователя накануне знакового для него дня. Как бы там ни было, но ожерелье, изготовленное нашими предками, по меньшей мере, восемь столетий тому назад, найдено и занимает достойное место в экспозиции Вяземского музея.

Подготовила Алина Сотник. Фото автора.