Жизнь семьи сквозь века

В минувшую среду в Вяземском историко-краеведческом музее состоялась лекция главного хранителя Юлии Петровой, посвящённая истории семьи Волконских.

Мероприятие, приуроченное ко Дню семьи, любви и верности, привлекло внимание вязьмичей всех возрастов. В ходе лекции слушатели смогли проследить судьбу Григория Петровича Волконского и его жены Софьи Павловны, в девичестве – Шуваловой.

Волконские были связаны не только с такими знаменитыми родами, как Бенкендорфы и Шуваловы. Они состояли в родстве с Л.Н Толстым, композитором С.В. Рахманиновым, на чьей дочери Ирине женился старший сын Григория Петровича и Софьи Павловны Пётр.

Впервые годы брака у супругов не было собственного дома, и они гостили у родственников. Григорий Петрович имел внушительный список требований к будущему жилищу, которому наиболее соответствовало имение в Скоровородкино. Одним из приоритетных пунктов для главы семейства являлась прибыльность имения, поэтому в течение нескольких лет после покупки в парке возле усадьбы был высажен яблоневый сад, частично сохранившийся до наших дней.

Обжив Сковородкино, чета Волконских скоро пришла к выводу, что места им не хватает. Тогда супруги пригласили архитектора П.С. Бойцова, который воссоздал необычную для того времени идею, пристроив к имению не дополнительный флигель, а полноценную усадьбу. Также П. С. Бойцов построил специальный дом для медведя, которого Григорий Петрович поселил у себя после охоты.

Имение князей Волконских в Сковородкино.

Однако счастье не могло длиться вечно. Уже в 1920-е годы семья Волконских была вынуждена покинуть семейное гнездо из-за давления со стороны большевиков. В 1924 году в Сковородкино был открыт дом отдыха имени адмирала флота П. С. Нахимова. Главное удобство этого места заключалось в более развитой, по сравнению с другими, инфраструктурой: уже в те годы здесь имелось электричество и канализация.

История семьи Волконских видела как тёмные, так и светлые времена. Их жизнь представляется сказочной, но поступали они как обычные люди: любили, ссорились, жили и умирали. История смерти Софьи Павловны до сих пор покрыта завесой тайны: её могила найдена до сих пор.

Анастасия Исаева.

Фото — Вяземский историко-краеведческий музей.