Одним из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа, стала Великая Отечественная война. Нет ни одной семьи, которой бы она не коснулась своим черным «крылом». В памяти народной навсегда останутся те, кто, не жалея своей жизни, ради Победы горел в танках; закрывал собой амбразуру дзота; под ураганным огнем шел в атаку; не зная устали, работал в тылу… К сожалению, время неумолимо: ветераны уходят, но оставляют после себя великий пример служения Родине. А еще – боевые награды, письма с фронта, фотографии, документы и, самое главное, — воспоминания, которые бережно хранятся не только в музеях, но и в личных архивах. Так давайте же вместе с ними, с нашими героическими предками, вспомним о войне!

Первый бой – он трудный самый

Уроженец деревни Быково Вяземского района Иван Михайлович Удалов, воевавший в 4-м эскадроне 135-го кавалерийского полка Калининского фронта, стал участником Ржевско-Вяземской операции 1942 года. Он был дважды ранен, получил контузию. Среди боевых наград — орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу». Война для И.М. Удалова закончилась в октябре 1944 года в Белоруссии. В его памяти навсегда остался первый бой, который, как известно, трудный самый, и воспоминания об этом он оставил своим потомкам…

«Великую Отечественную войну я начинал от своего дома, с первого боя под Вязьмой. А дело было так. К  зиме 1941 — 1942 годов немцы заняли деревни Горлово, Дрожжино, Богданово, Сёмово, Воронцово, что вдоль большака Вязьма – Сычёвка, и станцию Касня. У нас, в Быкове, их пока не было. Вскоре мы узнали о том, что в лесу соседней деревни Пашково (потом её сожгли немцы) с самолёта была сброшена группа советских десантников. Это были 12 человек во главе с лейтенантом, на редкость смелым и находчивым командиром. Я и ещё десять моих земляков присоединились к ним. Помню, командир спрашивает у меня: «Что думаешь делать?». А я ему отвечаю: «Буду воевать!» и сам себе думаю: «Вот я и красноармеец!».

На второй день в поле нашего зрения попала подвода с немцем и двумя полицаями, которые ехали из Сёмова в Щелканово. Мы их, как положено на Руси, «хлебом-солью» в засаде и встретили. Немец сразу поднял руки вверх. А полицаи отстреливались. Одного из них убили, а другого и немца взяли в плен. Так и у нас появилось оружие. На следующий день часам к 10 — 11 со стороны моей деревни Быково мы заметили фашистскую колонну и начали быстро готовиться к тому, чтобы «угостить» непрошеных гостей как следует. Вскоре со стороны реки Вязьмы появились ещё восемь немецких лыжников. А у нас из оружия всего-то и были один станковый и один ручной пулемёты, остальные — винтовки. Но наше преимущество оказалось в том, что мы немцев видели, как на ладони, а они — нет.

Каждый из бойцов, заняв своё место, приготовился к бою. Огонь было приказано открывать только тогда, когда прозвучит выстрел из пистолета. Я вместе с другим солдатом засел во дворе одного из домов, что стоял у дороги. Расстояние между нами и немцами уменьшалось. Страшно ли мне было? Конечно, ведь предстояло стрелять в людей, хотя они и были врагами… Пока мы не подавали признаков жизни, всё было тихо. И немцы ехали себе преспокойненько, ничего не ожидая и не боясь. Но вот раздался одиночный выстрел лейтенанта! И мой первый бой начался. Расстреливали врагов почти в упор, сами находясь в шаге от смерти.

Мой бывалый товарищ из десантников по ходу боя учил, как лучше прицеливаться. Я стрелял так, что винтовка моя стала горячей. Так началась моя военная жизнь. В январе 1942 года меня приписали к 4-му эскадрону 135-го кавалерийского полка. А позднее в бою за деревню Ломы я был тяжело ранен и отправлен в госпиталь за линию фронта».

Материалы еще о двух ветеранах Великой Отечественной войны Н.Е. Иванове и Е.И. Лобушневой читайте в газете «Вяземский вестник» № 24 от 18.06.2020.

Подготовила В. ИВАНОВА.

Использованы материалы музея средней школы №10.