Самоизоляция

Каждому времени соответствуют собственные примеры. Анализируя места рождения Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, приходишь к выводу, что большинство из них родились в деревне.

В послевоенные годы пришлось восстанавливать разрушенное хозяйство. В этом принимали участие все от мала до велика. Послевоенное время полно примеров всенародного участия в стройках, работы на заводах и фабриках, в полях и на фермах. Ребята на каникулах старались заработать к школе на одежду, книги. Кто поменьше, помогал по дому родителям. Наносить домой воды, наколоть дров или присмотреть за самыми маленькими братьями и сестрёнками было обыденным делом. Студенты работали в строительных отрядах не ради общения на каникулах, а для того, чтобы одеться, купить понравившуюся вещь, запастись копейкой на предстоящий учебный год.

Сравнивая жизнь на селе и в городе, предпочтение отдавалось городской жизни. Те, кто заканчивал учебные заведения, старались получить распределение подальше от села. Были востребованы и те, кто умел обращаться с техникой, да и работы выросшие в деревне люди не боялись. Вот и пополнялись предприятия в городе за счёт деревенских жителей. Механизированный труд в деревне замещал уехавших в город. Детский труд в городе не был востребован, и родители старались отослать своих детей в деревню к дедушке и бабушке, на свежий воздух и парное молоко.

Деревня пустела. Строительство домов здесь стало неперспективным. Да и старики доживали свой век. В городе люди стали больше потреблять, чем производить. Новое поколение делилось впечатлениями не от посещения деревни, а от посещения точек общепита с иностранным названием «Макдональдс». Мальчики и девочки сменили школьную форму на джинсы, а их родители стали искать места, где можно было заработать денег на машину, квартиру или поездку за границу.

То, что их родители родом из деревни, старались не вспоминать. Это было не модно. Разнообразная речь с оттенками и говором родных мест стала однообразной, стеснялись коренного диалекта, который выдавал деревенское происхождение.

Потом и вовсе обрабатывать землю и выращивать хлеб стало нецелесообразным. Хлеб и молоко можно было купить в магазинах. А где эти товары произведены, никого в основном не интересовало. Люди устремились туда, где можно было больше заработать. И то, что санитарка в столице получала больше, чем врач на селе, считалось нормальным явлением, то, что учитель в школе получал меньше, чем его ученик, уехавший в Москву, никого не возмущало. Это стало считаться не исключением из правил, а правилом, которым стала пользоваться молодёжь, имевшая возможность покинуть родные пенаты.

Деревня закустарилась и перестала существовать как населённый пункт, имевший когда-то своё название. Люди перестали говорить, откуда они родом. Смоленские, тверские, костромские — все стали называться россиянами. Но Россия — это огромная страна в географическом понимании, и на её территории должны жить люди, производить одежду, кормить себя хлебом и ещё чем-нибудь, обустраивать жилища, следить за местом своего проживания.

В огромных мегаполисах сделало проживание людей в одном месте и в большом количестве невозможным. Нужны были новые неординарные решения. Обстоятельства, связанные с угрозой пандемии, нависли над городами, жилищами и людьми, проживающими там. Единственным способом выживания стала самоизоляция. Но долго ли может изолироваться человек, если он не производит то, что обеспечивало и обеспечивает его жизнь?

В деревнях стали появляться люди. Самоизоляция в деревне походила не на заключение, а на свободу, к которой человек стремится всю свою сознательную жизнь. Родители стали приезжать с детьми, внуками и показывать им, как делаются грядки, на которых можно вырастить всё вкусное и полезное. Но расставаться с привычками всё купить в магазинах так не хочется, и человек надеется, что все невзгоды пройдут и всё вернётся на круги своя. А если этого не случится?

Александр Клименков.