Из истории воинского захоронения на Екатерининском кладбище

Мемориальный комплекс — воинское захоронение на Екатерининском кладбище было открыто в 1980 году, в канун 37-й годовщины освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. В день открытия сюда пришли ветераны войны и труда, представители предприятий, организаций, пионеры школ города, чтобы почтить память павших. На торжественном митинге выступили председатель горисполкома Ф.Д. Фомин, второй секретарь горкома КПСС П.И. Сиротенко, городской военный комиссар М.М. Матвеенко, участник войны, директор школы-интерната № 8, заслуженный учитель РСФСР А.И. Крутенев, от комсомольцев и молодёжи города – фрезеровщик филиала Московского прожекторного завода Г.А. Родионов, от учащихся средней школы № 3 – Т. Румянцева. В конце митинга представители коллективов возложили венки и цветы на могилы погибших воинов.

Многострадальная смоленская земля всегда была ареной ожесточенных сражений с иноземными захватчиками. Недаром Смоленщину называют краем мужества и отваги.

В сентябре 1943 года Красная Армия освободила Смоленскую область от фашистов. С той поры 25 сентября приходят к братским могилам люди, чтобы почтить память тех, кто отдали свои жизни за наше счастливое будущее. Погиб солдат, но имя его не должно быть забыто. Живым необходимо знать имена тех, кто подарил людям Победу и мир.

Здесь покоятся останки боевого генерала М.Г. Ефремова, трагически погибшего во время неудачного контрнаступления в рамках Ржевско-Вяземской операции в 1942 году.

Большую поисковую работу провели красные следопыты Вязьмы и других городов, устанавливая имена погибших на Смоленской земле. Они помогли работникам военкомата восстанавливать имена павших, которые вносились в народную Книгу памяти. Это старший политрук А.И. Бусыгин, старший политрук Г.М. Кац, старший политрук М.Е. Штительман, политрук Г.Б. Гридов. Все четверо погибли в октябре 1941 года под Вязьмой и долгое время считались пропавшими без вести. Место их гибели разыскали красные следопыты ростовской средней школы-интерната № 10. Они занимались историей Донской писательской организации, и поиски привели их на Смоленщину. Члены литературного клуба «Голубой родник» побывали в Вязьме, на месте боёв 19-й армии, нашли очевидцев последнего сражения армии, в составе которой находились их земляки. В лесу следопыты обнаружили землянку, где, по-видимому, располагалась тогда редакция газеты «К победе!», корреспондентами которой были эти писатели-ростовчане.

Это был дружный и сплоченный коллектив, настоящая боевая семья. Наверняка многие слышали песню в исполнении Клавдии Шульженко «Эх, Андрюша». Песня была написана в 1938 году молодым композитором Ильей Жаком на слова поэта Григория Гридова. Осенью 1939 Клавдия Шульженко приехала в Москву на первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где стала лауреатом. После успешного выступления на конкурсе молодую певицу пригласили в Дом звукозаписи на Малой Никитской. Там Шульженко записала с именитым джаз-оркестром Якова Скоморовского пять своих лучших песен, включая «Эх, Андрюша». песня «Эх, Андрюша» благодаря стихам поэта Г.Б. Гридова быстро стала популярной и разлетелась по всей стране.

Григория Каца современники называли «запевалой донской поэзии», а его талант высоко ценил поэт Владимир Маяковский. В той же братской могиле покоится прах Михаила Штительмана – прозаика, чью «Повесть о детстве» перед началом войны похвалил советский классик М.А. Шолохов.

Более тысячи бойцов Красной Армии похоронено в братской могиле Екатерининского кладбища. И у каждого из этой тысячи – своя неповторимая судьба, финал которой был предначертан на вяземской земле. Здесь перезахоронены останки погибших в 1942 году вяземских подпольщиков: Ф.В. Шолохова, Е.И. Шпаковской и Н.И. Чеботаренкова.

Семнадцать месяцев находились немецко-фашистские оккупанты в Вязьме и районе. И с первых дней оккупации начали действовать патриотические группы подпольщиков. Одну из них возглавили Ф.В. Шолохов и Е.И. Шпаковская. Шолохов, лейтенант Красной Армии, в октябре 1941 года вместе со своей частью попал в окружение западнее Вязьмы. Ему удалось тайком пробраться в занятый немцами город, где жили его родные. А Евдокия Ивановна Шпаковская до войны работала председателем Ямского сельсовета. Они не могли бездействовать, когда враг лютовал на родной земле: Федор Васильевич стал организатором и руководителем подпольной группы, а она — его ближайшей и надежной помощницей. В эту группу входил и комсомолец Николай Чеботаренков. По заданию Шолохова Николай со своими помощниками держал связь с военнопленными концлагеря, собирал оружие, распространял листовки.Наряду с этой группой на железнодорожном узле действовала группа патриотов под руководством коммуниста Якова Михайловича Ларионова. Он работал маневровым диспетчером. Подпольщики проводили диверсии на железной дороге. Так, в декабре 1941 года подпольщики организовали крушение поезда. На несколько дней было прервано движение поездов на станции Вязьма. О вяземской подпольной группе Шолохова стало известно в партизанском отряде «Народный мститель», базировавшемся в лесах Темкинского района. Для связи с подпольщиками в Вязьму был послан связной отряда Василий Иванович Ляпин. С большим риском для жизни пробрался он в город, устроился на работу в похоронное бюро, доставал взрывчатку для группы Шолохова, помогал военнопленным бежать из лагеря, направлял их к Шпаковской. Она размещала бежавших у верных людей, снабжала их документами, а потом переправляла к партизанам. Подпольщики осуществили несколько взрывов в городе и на железной дороге. Организовали побег большой группы военнопленных. Во время налетов советских самолетов на занятый фашистами город подпольщики световыми ракетами и сигналами показывали им цели для бомбежки. Федор Шолохов привлек к подпольной работе несколько молодых ребят с улицы Смоленской –
Дмитрия Шульгина, Семена Добрышина, Ивана Гусарова, которые собирали оружие, нужные сведения о немцах. В группе Ф.В. Шолохова было 13 человек. Герои-подпольщики более года вели неравную борьбу с врагом. В декабре 1942 года Шолохов, Шпаковсая, Чеботаренков были схвачены фашистами и расстреляны. Герои погибли, и долгие годы живущие не знали об их подвиге. через три десятилетия после гибели патриотов следопыты средней школы №2 под руководством вожатой В.Е. Гавриловой вернули павшим имена и подвиг их подняли на высокий пьедестал памяти.

Пройдут десятилетия, века, но вечно будут живы герои в памяти народной.

По материалам газеты «Ленинский путь». Подготовил Анатолий Береснев.

Об истории еще одного захоронения — Семлёвского читайте в газете «Вяземский вестник» №19 от 14.05.2020.