Одни дома

Быть волонтёром во времена пандемии – совсем не то, что в мирное время. Вяземские добровольцы каждый день убеждаются в этом на собственном примере. Муниципальный волонтёрский штаб Вяземского района работает без перерывов и выходных, а у его сотрудников есть всего пара часов на то, чтобы обработать и «закрыть» поступившую заявку от человека. Как справляются вяземские волонтёры с возложенными на них задачами – мы узнали, приняв участие в одном из благотворительных рейдов.

«Горячая» пора

Пожалуй, главная особенность любой добровольческой деятельности заключается в том, что ты никогда не знаешь, когда и кому может понадобиться твоя помощь. По словам руководителя Вяземского штаба С.А. Панченковой, их служебный телефон не смолкает ни на минуту. Даже во время нашей беседы Светлана Алексеевна вынуждена несколько раз прерываться и отвечать на звонки от знакомых и незнакомых вязьмичей. «Несмотря на то, что в Смоленске создана единая «горячая линия» для обращений нуждающихся, нам регулярно звонят напрямую и просят оказать помощь, – рассказывает она. – В большинстве случаев мы вынуждены отказывать, потому как все заявки должны быть зарегистрированы через региональный штаб, а все свои действия мы обязаны координировать со Смоленском».

За день вяземские волонтёры обрабатывают в среднем от одной до трёх заявок. Перед выходом на «задание» –
обязательный инструктаж и санитарно-гигиеническая обработка. С собой каждый волонтёр получает набор из защитной маски и перчаток, лёгкой манишки с символикой волонтёрской организации, именного бейджа, справки-допуска, заверенной администрацией, и самой заявки с подробным перечнем всего, что необходимо купить заявителю.

«Как бы мы ни старались, на сегодняшний день лишь малый процент пожилых и маломобильных людей, проживающих в районе, может получить нашу помощь, – приводит данные С.А. Панченкова. – Многие из тех, кто нуждается, не смотрят телевизор и не сидят в интернете. Они не знают о существовании «горячей линии», на которую можно позвонить и оставить заявку. К этим людям мы тоже стараемся найти подход, распространяя информацию по всем возможным каналам».

На личном транспорте — быстрее

В конце рабочего дня неожиданно зазвонил телефон. Высветился номер Ольги Владимировны Ниловой – координатора всех вяземских волонтёров, состоящих при муниципальном штабе.

– Здравствуйте, вы хотели съездить с нами на заявку. Сегодня в полпятого едем на Плетниковку.

 В Вяземском штабе трудится порядка 60 волонтёров. При распределении заявок координаторы руководствуются местоположением волонтёра относительно заявителя, чтобы первому не нужно было далеко «бежать». Некоторые добровольцы передвигаются на личном транспорте, что заметно облегчает их работу. Заместитель директора Вяземского железнодорожного техникума Наталья Бирюкова не первый раз использует свой автомобиль для участия в волонтёрской деятельности. На базе учебного заведения, в котором она работает, существует свой волонтёрский отряд, участники которого не первый год помогают пожилым и одиноким жителям нашего города.

– К этой бабушке, Таисии Степановне, мы выезжаем уже второй раз, – рассказывает Наталья, ловко маневрируя на оживлённом перекрёстке. – Она живёт с сыном, оба инвалиды, ходят с трудом. Сейчас заедем к ним за деньгами, уточним список покупок и потом в магазин.

Таисия Степановна

На пороге квартиры нас встречает маленькая сухенькая старушка. «А-а, волонтёры, ну заходите-заходите», – с привычным гостеприимством приглашает нас она. Но даже переступать порог квартиры заявителя волонтёрам запрещено: высока угроза заразить человека или заразиться самим. Вежливо объясняем цель своего визита и просим прощения за необходимость общаться через порог.

Наталья Сергеевна бегло зачитывает Таисии Степановне список продуктов и медикаментов, который она назвала, позвонив на «горячую линию». «А сколько денег надо? Пенсии мне хватит?» – задаёт вопрос она. После обязательной фотофиксации передачи денег и получения подтверждения в виде подписи Таисии Степановны удаляемся в ближайший магазин.

По дороге забираем ещё одну участницу рейда – Дарью Александрову. Дарья – волонтёр с большим стажем, и несмотря на то, что учится в другом городе, активно участвует в жизни Вязьмы.

– О добровольческой деятельности в условиях пандемии я узнала по телевидению, – рассказала девушка-волонтёр.– На момент, когда началось формирование волонтёрских штабов для помощи пожилым и маломобильным людям, я находилась в Смоленске на учёбе. Потом нас перевели на дистанционное обучение, и я приехала в Вязьму. Понимая, что у нас достаточно большой город, стала всё чаще задаваться вопросом: могу ли я помочь кому-то? Через друзей-волонтёров узнала о работе Вяземского штаба и, не задумываясь, позвонила О.В. Ниловой. Она объяснила, как функционирует штаб, и уже через несколько дней отправила меня на первую заявку.

О таких молодых людях, как Даша, можно сказать: добровольчество – их образ жизни. Девушке не потребовалось разъяснять, что от неё требуется: облачившись в манишку и прикрепив бейдж, она с улыбкой спросила: «Идём?» и отважно устремилась к дверям магазина.На вопрос, что подвигло её на участие в таких поездках, девушка позже ответила: «На мой взгляд, если есть возможность помочь кому-то в такое сложное время, нельзя медлить и оставаться равнодушным. Делая добро другим, ты и сам становишься лучше».

Не останутся без поддержки

Ещё одна трудность, с которой сталкивается волонтёр муниципального штаба: невозможность найти всё необходимое в одной торговой точке. В списке, который дала нам Таисия Степановна, были и продукты, и кошачий корм, и лекарственные средства. Уже на первом этапе выяснилось, что в выбранном нами магазине недостаёт трёх пунктов из списка. Пришлось ехать в другой, но и там было не всё. А зайдя в аптеку, мы обнаружили, что одно из указанных лекарственных средств вовсе не существует. «Видимо, неправильно записали название в региональном штабе, или сама бабушка перепутала», – заключила Наталья Сергеевна.

Порадовало отношение персонала магазинов и других покупателей к работе волонтёров. Видя нас, продавцы не терялись и даже помогали в поиске продуктов. Люди, стоявшие с нами в очереди, соблюдали почтительную дистанцию и спрашивали, как можно связаться с волонтёрским штабом.

С полными пакетами покупок, товарными чеками и сдачей мы вернулись к дому Таисии Степановны. Старушка встретила нас с благодарностью и тут же попыталась дать каждому «на мороженое». Этот простодушный и трогательный порыв нам снова пришлось отвергнуть: брать что-либо из рук заявителей строго запрещено. Наталья Сергеевна попросила пенсионерку звонить в случае необходимости и рассказать о такой возможности соседям и знакомым.

Отработав заявку, волонтёры возвращаются в штаб, где их ещё раз осматривают, измеряют температуру, дезинфицируют либо утилизируют их средства защиты. Фотографии чеков вместе с заполненным бланком заявки отправляются в региональный штаб, сотрудники которого проверяют правильность всех пройденных этапов и «закрывают» заявку. Только после этого добровольцы муниципального штаба могут идти домой.

– Когда мы начинали эту работу, в штабе было всего пять человек, а сейчас нас уже почти 60, – отметила С.А. Панченкова.– Пока к нам поступает не так много заявок, потому как слишком мало вязьмичей знает о такой возможности. Но со временем мы надеемся донести информацию о работе штаба до максимального числа людей, чтобы никто в это трудное время не оставался без поддержки.

Мария Киселёва.

Фото автора.