Вязьма – это родина моя

В трубке телефона раздался голос главного редактора газеты «Вяземский вестник» А.К. Клименкова. Предложение, которое было озвучено, на первый взгляд показалось несколько неожиданным: «Дмитрий Евгеньевич, напиши небольшой очерк о том, как создавался Гимн города Вязьмы».

Д.Е. Комаров.

Весь день ходил, думал, затем встал ночью и изложил на бумаге то, что вспомнил из истории более чем десятилетней давности. Стержнем Гимна, безусловно, является его припев. Это строки: «Вязьма – ведь не просто (впоследствии слово заменено на «только») город близ (позже «у») столицы, Вязьма – это Родина моя» – родились в голове года за три до создания Гимна. Они будоражили воображение и не давали покоя. Однако как их реализовать, я на тот момент не знал, но сейчас знаю, на каком фоне эти строки родились.

Это был период, когда все неравнодушные вязьмичи и друзья города объединились, чтобы реализовать историческую справедливость и доказать, что Вязьма достойна звания «Город воинской славы» (кстати, были и те, кто эту идею не поддерживал, и те, кто выдумывал свои «концепции»). Эти и другие строки, как у каждого собирателя и коллекционера, были «положены на полку» и ждали своего часа. Ждать пришлось недолго: в 2010 г. в газете «Вяземский вестник» было объявлено, что Вяземское городское поселение проводит конкурс на создание Гимна города. Вот тут-то я что-то набросал и понял, что не хватает советчика, соратника и музыкального образования. Сразу возникла мысль – надо бежать к А.К. Клименкову. Взял телефон и напел на него Гимн, предполагая, что он должен звучать в маршевом темпе. Прибежал к Александру Константиновичу с газетой и «аудиозаписью». Прослушали. Но реакция была совсем не та, которую я ожидал: «Дмитрий Евгеньевич, страдаете «утесовщиной» (в смысле поклонник Леонида Утесова)». На том и разошлись, но я понял, что соратника «зацепил». И точно, к ночи раздался звонок… Закрутилось, работа закипела.

Позже я понял, что работа в творческом объединении, в принципе, у всех идет по одному сценарию. Цель объединяет и нивелирует всё: разницу в возрасте, профессии. Нет ни обид, ни ущемлений, ни борьбы за лидерство. Полное доверие и желание дойти до совершенного варианта.

Творческий порыв не давал нам, авторам, покоя и, соответственно, мешал спать и нормально работать там, где нам платят зарплату. Работа над текстом шла постоянно, помню, что даже приходилось прерывать лекции, прямо перед студентами брать листок и быстро записывать очередной вариант какого-нибудь куплета, а затем, дождавшись перемены, звонить соавтору. Услышав от него либо одобрительную фразу, либо критику и в очередной раз «огорчившись», продолжать думать о Гимне дальше. Уверен, что и у Александра Константиновича работа шла так же, полностью его захватив. Уже и не припомню, сколько всего вариантов было пересмотрено, однозначно, несколько десятков, а может быть, и сотен. Оттачивался каждый куплет, его смысловое содержание и литературная форма. Наверное, это и было, как говорят креативные люди, «творческое озарение», которое охватило в едином порыве двух любящих свой город людей и искренне желающих выразить эту любовь в новом Гимне.
И в этой совместной работе, которая продолжалась неделю, ну, максимум две, не было никаких условностей. Если кому-то приходила в голову очередная мысль, то через несколько минут он уже звонил соавтору и её озвучивал. Помню, как негативно реагировала на очередной ночной звонок Клименкова моя жена, когда в два или четыре часа ночи в трубке можно было услышать слова Александра Константиновича: «Дмитрий Евгеньевич, слушай!». Телефонная трубка клалась на пианино, и соавтор начинал исполнять под музыку очередной вариант. Постепенно Гимн рождался, выстраивался.
С музыкой как-то сразу получилось – это был марш. Здесь полностью царил Александр Константинович. Отсутствие музыкального образования не давало возможности мне вмешиваться в процесс. К сожалению, уже давно выкинут телефон с первоначально напетой
мелодией, а была бы реликвия.

С текстом было сложней. Сначала был «выгравирован» второй куплет, буквально через два дня – последний. Больше всего промучились над первым куплетом, и у меня как у автора до сих пор осталась некая неудовлетворенность им. Не знаю, как у соавтора, возможно, так же. Помню, когда мы шли на прослушивание в конкурсную комиссию, напряжение не покидало нас, ведь мы знали, что «первый не доработали». Комиссия, как мы и предполагали, встретив в целом вариант Гимна одобрительно, предложила поработать над первым куплетом. На следующее заседание комиссии мы принесли все варианты первого куплета, а их было несколько десятков. Прочитав их, комиссия сидела в размышлении. И тут в разговор вступил С.Р. Алымов, член комиссии. Он сказал, что, учитывая общую концепцию произведения, особенность речевых оборотов и авторский стиль, не видит другого варианта кроме того, который в конечном итоге попал в официальный текст. На том и порешили. Однако некоторое напряжение у нас оставалось до первого исполнения Гимна на сцене Дворца культуры.

Когда 25 сентября 2010 г. наша замечательная исполнительница Оксана Балашова вместе с детским хором исполнила Гимн ко Дню освобождения Смоленщины, немного отпустило. Появилось другое чувство — чувство удовлетворения за выполненную работу, в которую вложен максимальный труд, знания и любовь к родному городу. Нам, авторам, не стыдно за свою работу, Гимн был нами в полной мере выстрадан. Тогда с еще большей силой ощутилось понимание нашего города Вязьмы как самодостаточного города. По большому счету, в Вязьме есть поэты, музыканты, живописцы, скульпторы, ученые, вокалисты, изобретатели… В этой связи необходимо упомянуть Андрея Иванова, аранжировщика музыки. Он без лишних слов понял общую задумку и проработал аранжировку Гимна, профессионально подготовив «минусовку».

А вот теперь оказывается, что с момента создания Гимна прошло уже десять лет. Гимн живет! Многие люди говорят, что испытывают чувство гордости за свою родину, когда слышат его. Не скрою —
приятно. Уверен, что приятно и моему соавтору, ныне уже Почетному гражданину города Вязьмы А.К. Клименкову. Примечательно, что попытки продолжить совместную творческую деятельность в рамках музыкального проекта «Старая Смоленская дорога» успехом не увенчалась. Видимо, судьбе было угодно объединить наши потенциалы в едином порыве для создания исключительно этого произведения. Ну, а сколько Гимн будет существовать, зависит
от вязьмичей.

Хотелось бы ему пожелать долгой жизни, но как историк знаю, что в нашей стране историческая судьба не проста и противоречива… А там посмотрим…

Д. КОМАРОВ.