В рамках рабочего визита в Новодугинский район Губернатор Алексей Островский провел расширенное общеобластное совещание, посвященное вопросам развития региональной системы образования, которое состоялось на площадке лицея-интерната «Феникс» в деревне Мольгино.
В работе совещания приняли участие делегации всех муниципальных образований. В их составе — главы районов, руководители профильных органов местного самоуправления, представители образовательных организаций. Перед началом совещания была организована ознакомительная экскурсия по территории Лицея-интерната.
Масштабный проект
«Феникс» — это масштабный, не имеющий аналогов благотворительный проект Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Володина, ориентированный, в первую очередь, на обучение и воспитание детей-сирот, ребят из малообеспеченных семей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время здесь расположены интернат на 100 мест, современный стадион и футбольное поле, Дом детского творчества с актовым залом и кинотеатром на 250 мест, бассейн. К услугам воспитанников — библиотека, тренажерный зал, класс хореографии, учебные мастерские и комнаты психологической разгрузки, медицинский кабинет, две столовые. На сегодняшний день в лицее проходят обучение 174 ребенка, большинство из них — из смоленской глубинки (в том числе 118 – из малообеспеченных семей, 35 – из многодетных семей, 7 – дети-сироты), в воспитательно-
образовательном процессе участвуют 52 педагога и 16 воспитателей.
Глава региона Алексей Островский, который бывает здесь регулярно, осмотрел Ледовую арену и новый жилой корпус на 48 мест, открывшиеся в этом году. В ходе экскурсии Губернатор акцентировал внимание руководителя учебного заведения на необходимости выстраивания более тесного взаимодействия между Лицеем и домом-интернатом для престарелых и супружеских пар пожилого возраста, который располагается здесь же, в деревне Мольгино, не только
в привязке ко Дню пожилых людей.
Открывая работу общеобластного совещания, глава региона отметил, что вопросы, включенные в повестку, крайне актуальны и имеют серьезное значение для развития системы образования Смоленской области, так как касаются долгосрочных перспектив и во многом нацелены на достижение прорывных результатов. «Считаю, что, в первую очередь, наши усилия должны быть направлены на создание максимально комфортных условий – как для обучающихся, так и для педагогов. Независимо от месторасположения образовательной организации, будь то город или сельская территория, каждый ребенок должен получить гарантированно качественное образование», — особо подчеркнул Губернатор.
Глава региона проинформировал участников совещания, что сегодня расходы на сферу образования в областном бюджете составляют более 20%. Средняя заработная плата педагогических работников находится на уровне средней заработной платы по экономике региона, то есть требование Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина в соответствии с «майским» Указом 2012 года выполняется неукоснительно.
В Смоленской области реализуется система мер социальной поддержки в сфере образования: ежемесячно молодым педагогам выплачивается пособие 2 тысячи рублей, а окончившим учебное заведение с отличием – 3 тысячи рублей. Более 7,6 тысячам учителей, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг – 1200 рублей ежемесячно, победителю областного конкурса «Учитель года» выплачивается денежное вознаграждение в размере 100 тысяч, а лауреатам – по 60 тысяч рублей. Учреждена премия имени Народного учителя СССР Василия Федоровича Алёшина, посвятившего свою жизнь воспитанию и обучению детей из смоленской глубинки. Лучшие учителя сельских школ области будут получать ее со следующего года: за 1-ое место – 50 тысяч, 2-ое – 30 тысяч, 3-е – 20 тысяч рублей.
В фокусе особого внимания Администрации региона находится работа с одаренными и талантливыми детьми. По инициативе Губернатора, с 2017 года на Смоленщине работает Ассоциация «Смоленский Олимп», нацеленная на выявление и поддержку мотивированных детей и молодежи, проявивших способности в точных и естественных науках, искусствах, робототехнике, спорте. За два года работы Ассоциации более 350 талантливых смоленских школьников стали участниками различных смен в образовательном центре «Сириус». Кстати, наш «Олимп» является прообразом президентского «Сириуса». Для поощрения молодых талантливых смолян учреждена областная стипендия имени князя Смоленского Романа Ростиславовича – 5 стипендий для студентов ВУЗов, 10 – для студентов организаций среднего профессионального образования, 15 – для школьников. Успешно реализуются модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в образовательную среду массовой школы.
Реализация нацпроекта «Образование»
Отдельно глава региона остановился на реализации национального проекта «Образование», так как нынешний год стал отправным в разработке региональных проектов. Смоленская область участвовала в конкурсном отборе на предоставление в 2020 — 2022 годах субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование расходов по 10-ти направлениям 5 региональных проектов и по всем признана победителем. Это позволит нашему региону стать получателем федеральных средств в размере, превышающем 1,4 млрд рублей.
Губернатор обратил внимание, что для создания условий, обеспечивающих успешное решение задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным, помимо неукоснительного выполнения «дорожных карт» региональных проектов, необходимо привлекать к этому процессу представителей социально ответственного бизнеса и благотворителей.
«С удовлетворением могу заявить, что такой опыт в нашей области есть. Наиболее ярким примером является учреждение, которое сегодня принимает нас на своих площадках. Лицей-интернат – это масштабный, не имеющий аналогов как в области, так, уверен, и в Российской Федерации благотворительный проект председателя Государственной Думы России Вячеслава Викторовича Володина, которого я благодарю за те чудесные условия, которые созданы здесь, в смоленской глубинке, для смоленских детишек, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей. С момента основания школы в 2016 году Вячеслав Викторович является её попечителем, активно занимался созданием и теперь лично контролирует все процессы развития учебного заведения. Он регулярно приезжает к своим подопечным, общается с преподавательским составом и ребятами. При этом, хочу особо подчеркнуть, что строи-
тельство лицея-интерната, всех объектов на его территории проводится исключительно за счет благотворительных пожертвований, без бюджетных ассигнований.
Взаимовыгодное партнерство
Как глава региона я отлично понимаю, что в сложившихся напряженных экономических условиях крайне важным является создание дополнительных преференций для представителей бизнеса и благотворителей, вкладывающих деньги в развитие образования. В целях поддержки такого положительного опыта в области принят закон, предусматривающий освобождение от уплаты налога на имущество организаций, передавших имущество в безвозмездное пользование областным государственным общеобразовательным учреждениям», — особо отметил Алексей Островский.
Кроме того, Губернатор подчеркнул, что считает необходимым активно внедрять на территории Смоленской области формы конструктивного и взаимовыгодного партнерства государственных структур с частным бизнесом как инструмента объединения и привлечения средств для улучшения качества реализации образовательных программ. Для этого главам районов нужно в кратчайшие сроки изучить опыт коллег по применению таких форм сотрудничества, проработать возможные варианты их внедрения, а также активизировать взаимодействие с инвесторами, работающими в муниципалитетах, в части принятия ими на себя социальных обязательств, в том числе по поддержке организаций образовательной сферы.
«Хочу подчеркнуть еще раз: мы не просто заявляем о долгосрочном развитии региональной системы образования –
мы целенаправленно, ритмично выстраиваем систему качественного, конкуренто способного образования, поддержки инклюзии, одаренных и талантливых детей, создаем условия для воспитания и развития детей, подростков и молодежи, обеспечиваем возможности для их самоопределения с будущей профессией. Такие задачи Владимир Владимирович Путин поставил перед страной и каждым регионом. Мы с вами обязаны их выполнить и не имеем права обмануть ожидания смолян и подвести главу государства»,- сказал Губернатор.
С основным докладом выступила начальник регионального Департамента по образованию и науке Вита Хомутова. По ее словам, переформатирование архитектуры системы образования на региональном уровне вызвано необходимостью реагировать на глобальные вызовы современности, такие как искусственный интеллект, новая архитектура рынка труда, инклюзия, цифровизация и тд.
В свою очередь, директор лицея-интерната «Феникс» Андрей Панцевич поделился опытом создания инновационной образовательной среды для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основная идея – «поместить» ребенка в максимально благоприятные условия с целью выявления его способностей и талантов в любом виде деятельности – интеллектуальном, музыкально-эстетическом, спортивном. И в результате получить разносторонне образованную личность, способную к творческой, исследовательской деятельности, осознанному выбору профессии и успешному решению задач, стоящих перед нашей страной в 21 веке.
«Когда открывается новая школа, причем очень сильно отличающаяся от обычных, со своими уникальными особенностями, всегда приходится решать много организационных, финансовых, кадровых и иных проблем. И в этих вопросах крайне важно внимание и помощь со стороны властей — отрадно, что в лице Губернатора Алексея Владимировича Островского мы эту поддержку чувствуем постоянно. Благодарим Вас за помощь. И нынешний семинар с участием глав районов – а подобное мероприятие проходит на базе лицея-интерната впервые – убедительное подтверждение тому, что воспитание и обучение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, находится на постоянном контроле Губернатора», — завершил свое выступление Андрей Петрович.
Антон Юрнов.