В России стартовал конкурс социальных архитекторов с целью поиска лучших специалистов этого профиля и формирования их устойчивого сообщества.
Российское общество развивается, соответственно, и подходы работы с ним меняются тоже. Общественные и политические процессы все больше ориентируются на социально значимые проекты, а значит, кратно возрастает и запрос на профессионалов, способных организовать, содержательно наполнить и реализовать подобные проекты. Именно такими специалистами являются социальные архитекторы.
Социальная архитектура отвечает задачам развития нашего общества, стратегическим целям государства. В конечном счете, социальные архитекторы призваны конструировать социальное будущее страны.
Социальная архитектура нацелена не на сиюминутный результат, а на стратегические решения. В этой связи опыт и компетенции электоральных технологов могут стать серьезным подспорьем для создания и реализации больших социальных проектов.
Комментарии членов Экспертного клуба региона
Новиков Дмитрий Владимирович, координатор проектов в Центре Управления Регионом:
— Социальные архитекторы — люди со стратегическим мышлением, которые смогут решить даже самые сложные общественные задачи. Формирование сообщества таких профессионалов позволит комплексно проработать и прежде всего глубоко понять потребности населения в разных сферах. Думаю, что в Смоленской области будут востребованы такие специалисты, особенно в реализации соцпроектов в сфере соцзащиты населения, образования и здравоохранения. По моему мнению, приоритетными направлениями в регионе стали бы решение проблем участников СВО, многодетных и студенческих семей. Обучение профессии социального архитектора можно было бы организовать, например, на базе социологического факультета СмолГУ.ъ
Понажев Юрий Олегович, юрист:
— Важность роли социального архитектора можно продемонстрировать на ряде исторических примеров. Если взять переломную эпоху конца 1980-х — начала 1990-х годов, то можно вспомнить, с одной стороны, главного архитектора китайских экономических реформ и социалистической модернизации Дэн Сяопина, благодаря экономическим преобразованиям которого до настоящего времени Китай сохранил государственную систему, политический строй и при этом до сих пор показывает отличные темпы экономического роста и демонстрирует значительное улучшение уровня жизни населения. С другой стороны, деятельность “архитектора перестройки” А.Н. Яковлева в СССР привела к дестабилизации общества, разрушению управляемости политических и экономических процессов, росту националистических настроений, что в конечном итоге внесло свой вклад в демонтаж политической системы и развал СССР, а также стала толчком к началу губительных экономических реформ по модели “шоковой терапии”. Специфика такого рода социальной архитектуры подробно рассмотрена в открытом письме Геннадия Зюганова “Архитектор у развалин”, опубликованном в газете “Советская Россия” 7 мая 1991 года, за несколько месяцев до запрета КПСС и развала СССР, когда последствия социальной архитектуры “по Яковлеву” стали очевидными; и до сегодняшнего дня Россия вынуждена преодолевать внешнеполитические, военно-политические и экономические последствия такой социально-архитекторской работы.
В связи с этим очень важным представляется формирования национального и местных сообществ социальных архитекторов, которые могли бы коллегиально и компетентно оценивать социальные процессы в обществе и предлагать решения накопившихся проблем, а также очерчивать магистральные пути развития общества и предлагать конкретные прагматичные решения для улучшения социальной ситуации в обществе. Политическая система в настоящее время функционирует в стабильном режиме, однако необходима системная работа по социальному конструированию для перезапуска национальной экономики в условиях санкций и внешнеполитического давления, а также для улучшения благосостояния населения и защиты социальных прав граждан. Кроме того, необходимо решать глобальные вопросы в сфере экологии, а пренебрежение к вопросам охраны окружающей среды, к сожалению, выливается в трагедии, подобные крушению танкеров “Волгонефть” в Керченском проливе, когда разлив мазута в море поставил под угрозу существование экосистемы, функционирование туристической инфраструктуры и создал целый комплекс проблем.
На местном и региональном уровне социальная архитектура ещё более востребована, чем на федеральном уровне, особенно в условиях стабильности политической системы. В Смоленской области существует значительное число вопросов, требующих внимания — импортозамещение промышленности, возрождение села, модернизация здравоохранения, демографический кризис, работа управляющих компаний в сфере ЖКХ, состояние дорог, вопросы благоустройства, градостроительной политики, защиты зелёных насаждений — все эти вопросы требуют поиска оптимальных решений. И здесь, конечно, не обойтись без диалога гражданского общества и власти, в рамках которого социальные архитекторы смогут оказать положительное влияние на социальные процессы на местном уровне и должны получить возможность давать обратную связь по возникающим проблемам, а также участвовать в социальном проектировании, в том числе через работу в муниципальных представительных органах, в общественных палатах и советах при органах власти. Для Смоленской области также актуальные проекты, которые помогут региону вновь занять достойное место в рейтинге других субъектов Центрального федерального округа — это и промышленные проекты в специальных экономических зонах, и строительство аэропорта, и вовзведение новых энергоблоков АЭС, и строительство образовательного кампуса. Полагаю, что в вузах региона нужно создать специальные программы в области социальной архитектуры, хотя бы на уровне профессиональной переподготовки, которую могли бы на бюджетной основе пройти политологи, экономисты, юристы, управленцы, инженеры, журналисты — те, кто в практической работе должен обладать навыками выстраивания социальной архитектуры. Квалифицированные кадры для такой работы в смоленских вузов есть, но важно, чтобы выпускники таких программ имели бы конкретные преимущества и возможности на рынке труда по окончании обучения, в том числе в муниципальных органах власти и в крупных частных организациях региона.