В едином дне голосования 2024 года приняли участие 27 миллионов избирателей, каждый из которых с 6 по 8 сентября отдал предпочтение партиям и кандидатам в более чем 4 тысяч избирательных кампаний.
Сентябрьские выборы стали «маркерными» для парламентских партий: во многом, их итоги определяют расстановку сил перед парламентскими выборами 2026 года.
Как вы считаете, удалось ли партиям реализовать задуманные стратегии в ЕДГ-2024 и насколько успешно? Каковы перспективы парламентской пятерки партий в следующих электоральных циклах? Смогут ли партии улучшить свой результат на предстоящих выборах?
Комментарии членов Экспертного клуба региона
Иванов Александр Михайлович, доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС:
— 2024 год был богат на избирательные компании, мы видели различные уровни выборов в стране, как федерального так и регионального значения. Но это лишь была репетиция выборов в государственную думу 2026 г., но что хочется отметить в перерыве между выборами деятельности политических партий снижается, и они как бы уходят в подполье, на плаву остаются парламентские партии, такие как единая Россия, КПРФ, ЛДПР, новые люди! Но что заметил в нынешней избирательной компании в Смоленске оживились и иные силы, так партия справедливая Россия, стала выдвигать своих кандидатов, и прочие партии не остаются в стороне! Этого следовало ожидать, что в предверии выборов в Смоленскую областную думу 2025 года, будут пытаться попасть и представители непарламентских партий, нами остается лишь следить за их деятельностью и пытаться спрогнозировать варианты развития, в любом случае ожидаем политической активности и увеличения количества участников политических игр в регионе, что сказать пусть победит сильнейший и избиратели выберут достойных и заинтересованных депутатов!
Понажев Юрий Олегович, юрист:
— Единый день голосования 2024 года действительно стал маркерным для парламентских партий. В регионах прошло достаточно большое число избирательных кампаний, что дало возможность партиям отработать свои электоральные стратегии на большом массиве избирательных кампаний. До выборов в Государственную Думу, которые, вероятно, пройдут с 18 по 20 сентября 2026 года, ещё почти два года. Это большой срок, особенно с учётом сложной внешнеполитической обстановки. Неясно, какие события произойдут в России за это время; давление Запада усиливается, реальной является угроза ударов дальнобойным оружием по российским городам. Однако убедительная победа республиканцев на ноябрьских выборах в США в ноябре может привести к значительному изменению мирового политического ландшафта. Поэтому расстановку сил к парламентским выборам-2026 предсказать сейчас, конечно, достаточно сложно. Нельзя исключать, что в первой половине 2025 года в российской партийной системе произойдут некие значимые изменения. Например, в 2020 году, за полтора года до выборов в Государственную Думу, на политическом небосклоне стали появляться новые партии – «Зелёная альтернатива», «Новые люди», Партия прямой демократии, Партия «За правду». Данная тенденция была обусловлена необходимостью участия в региональных выборах осенью 2020 года с целью прохождения в региональные парламенты и получения права участия в выборах в Госдуму без сбора подписей. Партия «Новые люди» прошла в 2021 году в Государственную Думу, изменив устоявшийся политический спектр в нижней палате; а «Справедливая Россия» приросла партийцами из «Патриотов России» и партии «За правду», что помогло партии уверенно пройти в Госдуму (в противном случае партия могла и не преодолеть 5% барьер). Поэтому нельзя исключать изменений в партийной системе и в будущем году. Партия роста уже присоединилась к партии «Новые люди», что повышает вероятность прохождения объединённой партии и в новый состав парламента. В Государственной Думе имеют по одному представителю партии «Родина» и «Гражданская платформа», но на региональных выборах эти партии пока не так активны. Поэтому не исключён вариант присоединения этих политических сил к другим игрокам, тем более что депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлёв вошёл во фракцию ЛДПР.
Из парламентских партий наиболее проблемное положение пока у «Справедливой России». По последнему опросу ВЦИОМ, за «Справедливую Россию» готовы голосовать лишь 3,8% избирателей. По данным ФОМ, рейтинг партии за последние 3 недели увеличился с 2% до 4%, однако этого все равно недостаточно для преодоления проходного барьера в 5%. Тем не менее, за счёт не определившихся избирателей партия, вероятно, сможет набрать достаточное число голосов для прохождения в Государственную Думу, однако для этого может потребоваться очередная структурная реорганизация партии.
КПРФ является крупнейшей оппозиционной политической силой. Партия уверенно подтвердила второе место на выборах в Единый день голосования – 2024. КПРФ имеет чёткую политическую платформу, опирается на марксистско-ленинскую философию и на идеи социализма; левый электорат в России всегда является достаточно заметным, у партии присутствует достаточный «ядерный» электорат, есть база активистов, сторонников, партия имеет чёткую программу и организационную структуру. Её представители активно и успешно работают в губернаторском корпусе, в Госдуме, региональных и местных органах власти. Партия сохраняет международные контакты с коммунистическими и рабочими партиями других стран, занимает патриотическую, государственно-ориентированную позицию, имеет сильную социальную направленность. Поэтому маловероятно, что её позиции сможет потеснить другая парламентская партия.
ЛДПР после ухода Владимира Жириновского не оправдала пораженческие прогнозы о том, что партия является лишь партией вождистского толка и обречена после смерти лидера. Партия очень активно выдвигает своих представителей не только в региональные, но и в муниципальные представительные органы, ведёт активную агитационную кампанию (использует для этого агитационные автобусы, партийную прессу, одиночные пикеты и т.п.). Сильный региональный актив партии обеспечит возможность прохождения партии в парламент и в новом созыве.
«Новые люди», вероятно, сохранят предпринимательский и молодёжный электорат и смогут вновь попасть в Государственную Думу.
Что касается «Единой России», партия является доминирующей в российской политической системе, она уверенно лидирует на выборах всех уровней. Партия опирается на большое число представителей в органах власти, в бизнесе, занимает преимущественное положение в информационной повестке. Партия привлекает в свои ряды наиболее известных предпринимателей и общественников, ведёт волонтёрскую деятельность; опираясь на высокий рейтинг Президента, «Единая Россия» получает значительный уровень поддержки бюджетников, пенсионеров, предпринимателей, в том числе за счёт эффекта консолидации общества вокруг флага, а также волонтёрской активности и увеличивает свою базу поддержки в нынешнее непростое время. Однако сложно прогнозировать обстановку в стране через 2 года; неясно, сохранит ли партия конституционное большинство в 2/3 мандатов, можно вспомнить, как на выборах в Государственную Думу 2023 года партия получила не конституционное, а простое большинство голосов, а на выборах-2003 партия получила 37,6% голосов избирателей. Тем не менее, электронное и многодневное голосование играют на руку «Единой России» с точки зрения расширения возможностей мобилизации сторонников и сложности для оппозиции по контролю за таким форматом голосования (необходимость привлечения наблюдателей на 3 дня выборов вместо одного и т.д.).
В целом все парламентские партии на данный момент достаточно успешно реализовали свои стратегии в рамках единого дня голосования на выборах 2024 года. На прохождение в Государственную Думу на выборах 2026 года претендуют все пять политических сил; но не исключены преобразования политической системы в первой половине 2025 года с целью апробирования этих изменений в единый день голосования на выборах 2025 года. В целях обеспечения легитимности выборов необходимо воспользоваться наработками по демократизации избирательной системы, можно было бы взять за основу положения проекта Избирательного кодекса, разработанного КПРФ. Кодификация избирательного законодательства давно назрела ввиду наличия большого числа разнородных нормативных актов, регулирующих вопросы избирательного права. Было бы целесообразно, например, предусмотреть возможность отзыва депутатов, расширить возможности по прямым выборам глав муниципальных образований и использование пропорциональной избирательной системы на местном и региональном уровне, а также активнее обращаться к учёту мнения граждан через референдумы на различных уровнях политической системы, нужно постепенно возвращаться и к формату проведения массовых уличных партийных мероприятий во всех муниципалитетах.
На выборах-2026, как мне представляется, партии смогут прирастить свой результат в абсолютном числе голосов за счёт увеличения явки на выборы. Всё-таки явка на выборах-2021 была не самой высокой – менее 52%, а в 1995 и в 2007 году и явка на думских выборах составляла 64%. А ведь от числа голосов зависит и государственное финансирование партий, что очень важно для организации текущей работы. Что касается последовательности партий, позиции КПРФ как ведущей системной альтернативы выглядят незыблемыми, что было подтверждено как на президентских выборах, так и в единый день голосования – 2024. Следом за КПРФ, вероятнее всего, будет идти ЛДПР. «Справедливая Россия» может обойти партию «Новые люди» лишь в случае переформатирования партии, например, в случае присоединения к ней других политических сил, например, патриотической или экологической направленности. Новая Государственная Дума вне зависимости от конкретного процента поддержки партий с учётом реалий времени и необходимости обеспечения развития страны в условиях внешнего давления должна сохранить патриотический вектор и курс на укрепление безопасности страны, усилить направленность на социальную поддержку граждан и создание условий для развития национального производства, сельского хозяйства, а также на сохранение и защиту окружающей среды и на формирование более справедливого общества, на усиление защиты прав граждан.