Размышления о «Прописных истинах»

Пожалуй, не совершу большого открытия, сказав, что в безразличии таится смертельная опасность. Не ненависть, а именно равнодушие является антиподом любви. Не буду оригинальной, если выскажу мысль о том, что взрослым не помешало бы учиться у детей умению искренне любить, прощать и радоваться жизни без особого повода.  Ребенок на интуитивном уровне понимает, что «зорко одно лишь сердце», и знает, что «навсегда в ответе за тех, кого приручил».  «Прописные истины», – ответите вы мне, и будете совершенно правы. Но вопрос заключается в том, насколько вписались эти истины в наш внутренний нравственный кодекс, и насколько мы следуем в жизни этим простым правилам.

Не были ли эти постулаты незаметно подменены ложными и более удобными нарративами, которые услужливо предлагают нам оправдать многое?! Согласитесь, себя мы прощаем гораздо охотнее, чем других.  Не случилось ли так, что, навсегда распрощавшись с детством, мы напрочь позабыли о том, чему нас учили прекрасные добрые сказки? Не произошло ли того, что по мере взросления мы становились все более и более толстокожими, в результате покрывшись непробиваемым панцирем? Готовы ли мы сегодня нести ответственность за тех, кого приручили? Хотим ли сами быть прирученными и доверять?  Ведь «…когда даешь себя приручить, потом случается и плакать».

Не слишком ли мы увлеклись внешними эффектами и заигрались в демонстративный альтруизм и человеколюбие?!  Мы ведь не можем не понимать: «Любить всех – значит не любить никого…».  Не чересчур ли мы упиваемся порой собственным «страданием»,  не замечая вокруг себя тех, кому по-настоящему плохо и кто действительно нуждается в поддержке? На мой взгляд, именно такими вопросами задается в новом творческом сезоне Вяземский народный театр, приглашая к совместному размышлению своего зрителя.

Спектаклем «Прописные истины» по мотивам сказочной повести Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» Вяземский народный театр открыл свой 64-й творческий сезон. Затем постановка была представлена на X Международном театральном фестивале имени А.Д. Папанова, где совместная режиссерская работа Андрея Оленева и Анастасии Чёриковой была признана лучшей в юбилейном конкурсе. В ноябре, как и обещала зрителям директор театра Л.А. Волкова, спектакль вновь показали на малой сцене.

Коллектив театра можно поздравить не только с заслуженной наградой, которой является приз «За лучшую режиссуру», но и с обретением актрисы, подающей большие надежды. Ангелина Чернолихова успешно дебютировала в спектакле, исполнив главную роль. Ее героиня нарушает сонное течение жизни благообразной и благовоспитанной шведской провинции. Пеппи чужда этому городку всем – внешним видом и образом мыслей, подходом к жизни и странными россказнями. Только вот все, что делает «эта особа», как именуют ее почтенные матроны, приносит людям добро и радость.

Обычные «нормальные» дети лишь подчеркивают индивидуальность главной героини. Это ее друзья и соседи – Томми и Анника, роли которых исполняют Иван Евсеенков и Валерия Канайкина. Они не противопоставляются Пеппи, они существуют параллельно с ней, не выпадая из привычного образа жизни: проводят время с родителями, ходят в школу, общаются с тетушками. Но Пеппи привносит в их жизнь особое – свежее и озорное дуновение, без которого невозможно настоящее детство.

Взрослые опасливо относятся к Пеппи. И это логично: вся их понятная жизненная схема летит в тартарары рядом с этой неугомонной девчонкой. Но есть и другие взрослые, например, учительница, образ которой воплотила на сцене Ольга Гурлебаус. Она, конечно, расстраивается из-за внешней беспечности Пеппи, но видит в девочке что-то, чем не обладает сама. Что-то яркое, важное и ценное…

Раскрыться в полной мере главной героине и в целом воплотить режиссерский замысел помогают актеры Олег Буянов и Александр Волков, исполняющие на сцене сразу несколько ролей. А еще – Светлана Лебеденко, Полина Ступина, Маргарита Логачева и Анастасия Чёрикова. На сцене нет декораций, и минимумом реквизита. Все действо строится на оригинальной режиссерской идее и мастерстве актеров, а это, в моем понимании, высший пилотаж в сценическом искусстве.

Интересной режиссерской находкой, которая оказывается неожиданностью в центре повествования, становится обращение к другой потрясающей истории, написанной Антуаном де Сент-Экзюпери. Во время сцены проникновенного разговора Маленького принца с Лисом, исполняемой Ангелиной Чернолиховой и Ольгой Гурлебаус, уровень эмпатии настолько зашкаливает, что волна нежности накрывает весь зал.

Словом, Вяземский народный театр по-прежнему творит невозможное, добиваясь полной эмоциональной вовлеченности зрителя в происходящее. На этот раз он возвращает нас в то чудесное время, когда мы умели смеяться и плакать от души… Одинаково радоваться и своему, и чужому счастью… Каждой клеточкой тонкой, почти прозрачной кожи чувствовать чужую боль не менее остро, чем собственную…

Не стану утверждать, что в каждом мальчике живет Маленький принц и каждая девочка – отчасти Пеппи, но в том, что почти в каждом взрослом живет ребенок, не сомневаюсь ни на минуту. И если вам посчастливилось сохранить внутри себя это доверчивое и любознательное чудо, прошу: не слишком давите на него авторитетом! Позволяйте ему иногда пошалить, покусочничать, побегать босиком, сделать глупость, набить шишку, притащить с улицы котенка, с легкостью простить обидчика… И главное, пожалуйста, не мешайте ему мечтать!

Алина Сотник.

Фото автора.