Городские кладбища являются неотъемлемой частью истории города и важнейшим источником информации о людях, которые когда-то в нем жили. Формы и художественные особенности сохранившихся старинных надгробий с нанесенными на них биографическими сведениями и текстами эпитафий – это ценнейший исторический источник, позволяющий жителям и гостям города почувствовать связь времен и поколений.
Фроловское кладбище относится к числу четырех существовавших в Вязьме с конца XVIII века городских православных захоронений. Два кладбища (Троицкое и Воскресенское) были упразднены в советское время, до нашего времени сохранились только Екатерининское и Фроловское. Этой осенью историко-краеведческий музей планирует предложить жителям и гостям города совершить 1,5 часовую экскурсию на Фроловское кладбище.
Пробный прокат экскурсии прошел в начале сентября при участии представителей местных средств массовой информации. Вместе с экскурсантами мы осмотрели старую часть кладбища, ознакомились с тем местом, где стоял храм и посмотрели особенно интересные в художественном и историческом отношении надгробия, ведь именно на Фроловском кладбище сохранилось самое значительное число старых дореволюционных надгробных памятников, из которых около тридцати атрибутированы.
Утраченный в ХХ веке кладбищенский храм во имя архидиакона Стефана с приделом великомученицы Варвары был построен вяземским купцом Чамовым в 1793 году и приписан к городскому приходскому храму, освященному во имя святых Флора (в народе – Фрола) и Лавра. Именно приходской Фроловский (Входо-Иерусалимский) храм дал название и кладбищу, и одному из городских мостов.
Храм был закрыт в 1930 году и передан совхозу «Андрейково» для разбора на кирпич с целью постройки скотника, руины храма были окончательно разобраны уже в послевоенное время, и сегодня ориентиром местонахождения утраченного храма служит находящийся справа от центральной дорожки небольшой земляной холмик, поросший деревьями.
Сохранившиеся на кладбище памятники установлены над могилами представителей разных сословий. На них упомянуты известнейшие вяземские фамилии – Зуевы, Ечеистовы, Кожевниковы, Колесниковы, Коптевы, Плетниковы, Себекины, Тарачковы и другие. В ходе экскурсии мы ознакомились с биографиями купцов и мещан, поговорили о том, что такое купеческие гильдии, о должностях, некогда занимаемых похороненными здесь людьми в городском управлении (среди них – ратманы, бургомистры и гласные городской думы). Вспомнили о расположении и современных названиях улиц, на которых они жили.
Так, например, в Государственном архиве Смоленской области сохранились данные о том, что вяземскому купцу Ивану Григорьевичу Острову, на могиле которого мы оказались, принадлежал деревянный дом с огородом на Бельской (нынешней Комсомольской) улице. Наследникам же упокоившегося на этом же кладбище мещанина Афанасия Сергеевича Сергеева принадлежал двухэтажный каменный дом «с строением и землей» на Смоленской улице и деревянный дом на Набережной реки Бебри.
Выяснили мы и то, что самым ранним из сохранившихся датированных памятников на Фроловском кладбище является небольшая пересеченная кубом колонна, установленная на могиле умершего в 1813 году дворянина, надворного советника и кавалера ордена Святого Владимира 4 степени Филиппа Павловича Гелдера.
Вместе с экскурсантами мы рассмотрели и существовавшие в определенное время типы надгробий – саркофаг, часовня, пересеченная кубом колонна, голгофа с крестом, обелиск и другие, полюбовались прекрасными образцами художественной ковки и литья (кресты и ограды). На некоторых памятниках-часовнях мы смогли рассмотреть и клейма мастерских-изготовителей: «Павлов Москва», «Кабанов против почтамта в Москве», «Москва Крестовская застава торговля Е.П. Парфеновой», «Канунников в Москве». Отдельного рассказа заслуживают и прекрасные строки эпитафий, нанесенных на некоторые памятники.
В ходе экскурсии мы побывали на братской могиле воинов периода Великой Отечественной войны, а также могиле расстрелянной оккупантами в феврале 1943 года вяземской подпольщицы Александры Барановой. Хочется надеяться, что посещение старого городского некрополя никого не оставило равнодушным, дало пищу для размышлений о бренности бытия, ценности жизни и необходимости сохранения исторической памяти.
Ю. Петрова, главный хранитель Вяземского историко-краеведческого музея.
Фото М. Якушиной.