В художественном салоне историко-краеведческого музея состоялось открытие выставки «Вязьма и Смоленская губерния в искусстве XIX – XX веков». Уникальную возможность соприкоснуться с историческим прошлым родного края через призму изобразительного мастерства очевидцев ушедшей эпохи подарил вязьмичам Владимир Чайка. Наш земляк – прекрасный живописец, увлеченный краевед и страстный коллекционер представил на выставке подлинники работ русских и зарубежных художников девятнадцатого и двадцатого столетий из личной коллекции.
Вернисаж вызвал огромный неподдельный интерес у горожан. Несмотря на всю свою искушенность и возможность регулярно созерцать работы самых разных замечательных художников, ничего похожего вяземский зритель до сих пор не видел. Эксклюзивная выставка проводится в нашем городе и на Смоленщине впервые.
Владимир Чайка представил в экспозиции более сорока произведений искусства из своей коллекции. Художественные экспонаты охватывают внушительный по человеческим меркам временной промежуток – начиная с Отечественной войны 1812 года и заканчивая девяностыми годами прошлого столетия.
Церемонию открытия выставки провела научный сотрудник историко-краеведческого музея О.В. Александрова. Поприветствовав многочисленных гостей выставочного зала, Ольга Васильевна рассказала об экспозиции в целом, обратив внимание зрителей на работы отдельных мастеров. Затем ведущая передала слово автору выставки.
Обращаясь к присутствующим, Владимир Чайка отметил, что данная экспозиция является попыткой показать визуальную историю нашего региона через призму изобразительного искусства.
— Это возможность увидеть прошлое в его естестве, почувствовать дух времени и атмосферу ушедшей эпохи, – подчеркнул коллекционер. – К сожалению, Смоленщина в плане искусства была не самым популярным регионом. Художники чаще изображали восточную Русь, пейзажи русского Севера и города «Золотого кольца», незаслуженно обходя вниманием наш прекрасный край.
Стоит ли пояснять, что, чем скромнее художественное наследие региона, тем сложнее коллекционеру находить подлинники произведений, ему посвященных. В случае со Смоленской губернией основное творческое наследие, как ни странно, оставили нам иностранцы. В то время на Западе было популярно составление разных атласов, географических справочников и энциклопедий. Ради иллюстраций к этим изданиям европейские художники отправлялись в долгие путешествия в далекую Россию, где делали зарисовки наших городов.
Поскольку художественные работы, посвященные Смоленщине, выполнялись в основном иноземцами, то и плоды их трудов хранились за пределами нашего Отечества. Возвращение оригиналов из других стран – это невероятно кропотливый труд, требующий временных, энергетических и материальных затрат. Это, не побоюсь данного слова, миссия! Благородная миссия по возврату культурных ценностей, которую взял на себя Владимир Чайка.
В торжественном открытии выставки приняла участие заместитель главы района С.Б. Вавилова. Поблагодарив Владимира Викторовича за подаренную вязьмичам возможность познакомиться с произведениями из частной коллекции, Светлана Борисовна выразила восхищение его преданностью искусству, искренней любовью к городу и родному краю.
Слова поздравления и благодарности за сотрудничество прозвучали от директора историко-краеведческого музея Г.А. Ивановой. Своими впечатлениями об экспозиции поделились преподаватель детской художественной школы Н.Е. Баврина и заведующая литературным салоном Е.А. Мармыш.
Невероятно трогательно прозвучали слова Н.В. Чайки, обращенные к сыну. Наталья Владимировна призналась, что с глубочайшим уважением относится к трепетному чувству Владимира к старине, истории и культуре, лишь слегка посетовав на то, что столь страстное увлечение требует много сил и времени, которые могли быть потрачены на творчество.
В уникальную экспозицию из коллекции Владимира Чайки вошли работы английских, французских, немецких и голландских мастеров. Большой интерес представляют произведения художников, которые входили в состав действующей армии Наполеона. Скажем, работы Жана Шарля Ланглуа – художника-баталиста, полковника французской армии или произведения Фабера дю Фона.
Фабер дю Фон прошел с наполеоновскими войсками всю русскую кампанию 1812 года. Художник фиксировал путевые впечатления в дорожном альбоме. Рисунки эти впервые были выставлены в 1816 году. Несколькими годами позже нашелся издатель, который предложил выпустить рисунки в виде сборника. Так и появилась сотня гравюр о русской кампании Наполеона, от Вильно до Березины. Первое издание так и было названо – «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России».
Примечательно, что зарисовки сопровождались комментариями автора. Вот, например, запись о Смоленске, датированная 12 ноября 1812 года, гласит: «Лафеты орудий, которые с таким трудом дотащили сюда, были разрублены. Одну часть орудий утопили в Днепре, чтобы избавить лошадей от непосильного труда. Этот город, через который всего полтора месяца назад наши части проходили победителями, сегодня встречал нас пустыми стенами. Армия не нашла в Смоленске ни продовольствия, ни одежды, ни даже домов, чтобы укрыться от стужи».
Отрадно, что в течение месяца выставку «Вязьма и Смоленская губерния в искусстве XIX – XX веков» смогут посетить школьники и студенты – представители молодого поколения, которому, собственно, она и адресована. Как совершенно справедливо отметил Владимир Чайка: «Выставка, скорее, обращена в будущее. Она обращена к молодежи. Чтобы, увидев ее, они прочувствовали – насколько сложной и интересной была история наших городов. Чтобы они больше ценили и берегли памятники архитектуры, памятники истории и культуры».
Алина Сотник.
Фото автора.