Нечерноземная зона – это еще не приговор. Зона рискованного земледелия – гораздо серьёзнее. Дожди идут, как будто сговорившись, в самый неподходящий момент. Посевная, заготовка кормов, уборка урожая. Здесь нужна расторопность и высокопроизводительная техника. В Смоленской области редко увидишь поле, чтобы оно своим размахом радовало глаз. Малоконтурные поля, перелески.
Русская Швейцария, как её любит называть учёный агроном Корсаков Анатолий Николаевич, бывший директор совхоза «Новосельский». Охотничьи угодья и пейзажи, достойные кисти художника. Неслучайно состоятельные россияне в 18-19 веках любили с борзыми погонять дичь, о чём свидетельствуют названия этих мест. чего только стоит название деревни Царёво – Займище! Находились смельчаки, которые доказывали, что и на этой земле в неподходящих условиях для земледелия можно добиться высоких результатов. Успех, казалось бы, безнадёжного предприятия этому доказательство. Во второй половине 19 века дворянин и известный общественный деятель Путята Дмитрий Александрович занялся выведением высокопродуктивного молочного скота. По праву его называли сельским хозяином Смоленской губернии. Посудите сами: из отобранных им телок местной породы благодаря рациональному кормлению и грамотному раздою нетелей он добился высоких результатов. За корову Перешиху в 1869 году селекционер Путята получил золотую медаль, в 1882 году —
золотую медаль за корову Иглу. В 1885 году с выставки племенного скотоводства Д.А. Путята увёз пять медалей – две золотые, две серебряные и одну бронзовую. Увеличение объёмов коровьего молока и удивительное его качество за счёт разнообразия трав на территории Вяземского района привлекло внимание швейцарских сыроваров. Старшина всех смоленских сыроделов из Швейцарии выбрал центром приготовления швейцарского сыра Грюйер деревню Хмелиту, где до сих пор живут потомки рода Шильдтов. Вяземскую землю заслуженно называют Ботаническим садом России. Именно здешний климат и набор трав позволяют получить молоко, пригодное для изготовления первоклассных сыров. Конечно, местные условия не позволяют получать надои молока на фуражную корову, сопоставимые с зарубежными производителями. Но сейчас, когда рынок переполнен продукцией сомнительного качества, можно подумать о возможности нашего региона и возродить его былую славу. Ведь Вяземская земля не только кормила, но и одевала. Вяземский льнокомбинат не успевал перерабатывать льняную продукцию, которая выращивалась не только на Смоленщине, но и в областях, соседних с ней. Каждый второй льняной мешок в стране был изготовлен на этом предприятии. А лён ведь не только вырастить нужно, его ещё и убрать надо. Можно только представить, сколько этой самой льняной соломки перебрали руки Героя Социалистического Труда Шебалдовой Елизаветы Ивановны, чтобы получить «Золотую Звезду». Или сколько пота надо было пролить бригадиру из этой же Семлёвской бригады льноводов Борису Марковичу Кыртикову, чтобы быть удостоенным большой серебряной медали ВДНХ. А бригадир свиноводческой фермы из Кайдакова Большакова Мария Николаевна? Тоже Герой Социалистического Труда. Так просто такие высокие звания не присваивались. Их нужно было заслужить. Какой же высокой службой Родине служили эти люди! Только можно догадываться. Я был свидетелем и воочию наблюдал высоких мастеров сельскохозяйственного производства, которыми были фронтовики Крылов Николай Петрович – директор совхоза «Кайдаковский»; Гусев Николай Осипович – директор совхоза «Семлёвский»; Туманов Алексей Васильевич – директор совхоза «Демидовский». До
сих пор, пройдя директорскую школу в совхозах «Советский» и «Новосельский», высшую школу районного уровня, трудится на сельскохозяйственной ниве председатель комитета по аграрной политике областной Думы, кандидат экономических наук Павлов Алексей Григорьевич. Это он ознакомил нас с успехами земледельцев в нашей области, где они в этом сложном году получили высокие результаты. Достаточно сказать, что урожайность агропромышленного холдинга «Тропарёво» в Смоленской области составила 40 центнеров с гектара, холдинг в общей сложности собрал 160 тысяч тонн зерна. И это, конечно, благодаря новым технологиям и высокопроизводительной технике. Надо отметить, что фермеры тоже справляются с поставленными задачами. Гурты крупного рогатого скота в их хозяйствах насчитывают по нескольку десятков коров. А в хозяйстве Корнюшко Николая Александровича дойное стадо насчитывает 40 особей. Не скудеет наша Смоленская земля урожаем талантливых людей, а значит, и результаты их труда будут выше и выше. С чем мы и поздравляем работников сельского хозяйства, желая им здоровья и добрых всходов в их жизни и в их нелёгком труде!
Перспективная отрасль
Свиноводство — перспективная отрасль мясного животноводства в сельском хозяйстве.
Свиноматка очень рано готова к воспроизводству и может в год при интенсивном ведении отрасли давать более двух опоросов. А при сбалансированном кормлении за семь месяцев достигнуть сдаточного веса. О калорийности продукции из свинины и говорить не приходится. Казалось бы, всё очень просто. Но организм животного подвержен многим заболеваниям. При комплексном ведении хозяйства требуется строжайшее соблюдение санитарных норм и правил. А работа с животными — строгой дисциплины работающих. Ведь даже дома им, что отражено в договоре, запрещается держать копытных животных. Причём к этой категории относятся не только операторы, которые имеют контакт с поголовьем, но и водители, весь обслуживающий персонал. «За нарушение строгих правил — безоговорочное увольнение, — констатирует факт водитель автомашины Валерий Раров.- Но заработная плата (улыбается) компенсирует все моральные издержки. Социальный пакет тоже».
Ну, а порядки, начиная с дезинфицирующих ковриков и кончая душем и полным переодеванием у входа в рабочую зону и обратно – неукоснительный закон. «Несоблюдение этих требований ставит под угрозу существование всего свиноводческого комплекса», — комментирует ветеринарный врач госветслужбы Алексей Хомченков. Выкошенная территория, до блеска убранные помещения удивляют привыкших думать, что такое производство связано с чем-то другим. Результат работы тоже заставляет задуматься. Поскольку корма в полном ассортименте готовятся на Смоленщине и завозятся, как говорится, с пылу с жару, сбалансированными по макро-и микроэлементам до миллиграммов, заставляет задуматься, что такая отрасль, как свиноводство имеет перспективы в нашем регионе. Директор обособленного предприятия «Кайдаково – Тропарёво» Геннадий Евгеньевич Горынкин досконально знает технологию содержания животных, знает людей, отвечающих за производство ведущего сельскохозяйственного предприятия в Вяземском районе, и, конечно, поздравляет всех работников сельского хозяйства
с их профессиональным праздником.
Синий платочек
«Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Кто не слышал эту песню? Наверное, такого человека не сыскать. Я в преддверии встречи 75 –
летия Великой Победы хочу вспомнить ещё раз эту песню и случай, который произошёл с фронтовиком, директором совхоза «Днепропетровский» Крыловым Николаем Петровичем. Под Сталинградом, готовясь к боям, для солдат приготовили баню. Что ни на есть самую настоящую. С заменой белья и верхней солдатской одежды. После бани — снова в строй и марш — бросок на позиции. Через десять километров пути солдат Крылов вдруг вспомнил, что у него в кармане гимнастёрки остался платочек, который перед уходом на фронт ему подарила сестра Маруся. На платочке было написано: «Будешь хранить — будешь жить». То ли страх обуял бойца, то ли очень дорог был подарок, но упросил он командира разрешить вернуться к банному месту, чтобы найти дорогой подарок. «Не дури, — сказал командир, — где найдёшь теперь свой платочек среди вороха солдатского белья?» Но всё — таки отпустил солдата. И вот удача. Бельё так и лежало в том месте, где его оставил солдат. За ночь успел он преодолеть путь туда и обратно. И считал потом после боёв медаль за город Сталинград — самой дорогой наградой. А то, что остался жить, в этом особая благодарность сестре Марусе и синему платочку, подаренному ей.
Командировка в прошлое
Николай Осипович Гусев – директор совхоза «Семлёвский» — интервью давал неохотно. Молодой журналист из Москвы Артём Боровик как ни пытался разговорить ветерана, так и не смог этого сделать. Очевидно, мешал диктофон. Но что сделано, то сделано, засобирались в дорогу. За чаем Николай Осипович в отсутствии страшного оружия, не виданного доселе, репортёрского диктофона, осмелел и рассказал вот какую историю. Где-то в Белоруссии их взвод остановился на ночёвку. Молодая хозяйка наварила картошки и угостила чем могла воинов. Солдатики в повалёжку, кто где разместились в избе. А командир взвода взялся помогать хозяйке. Пётр, сам деревенский, знал толк в деревенской жизни. И под топором в его руках поленья ловко укладывались возле забора. Утром подъём и в дорогу. Путь до Берлина нелёгкий. «В одном из боёв на этом пути и погиб наш молодой комвзвода. Светлая ему память. А дальше — конец войне. Возвращение домой. И работа, куда пошлёт Родина. Меня она послала восстанавливать сельское хозяйство. Вот и тружусь до сих пор. Свиноводство — дело непростое. Отрасль требует не только старания, но и больших знаний. Отправили меня в командировку изучать комплексное ведение хозяйства, и не куда — нибудь, а в Белоруссию. Вспомнились мне места былых боёв.
И надо же: это было недалеко от той деревни, где мы когда-
то останавливались на ночлег. Ну, как не найти ту хату и не повидать молодую хозяйку! Хоть и прошёл с тех пор добрый десяток лет, но память о прошлом повела меня по местам дорогих воспоминаний. И вот я в доме. Хозяйка обрадовалась, накрыла на стол. Ну, вот засиделся я за воспоминаниями, стал собираться. В сенцах кто-то хлопнул дверью. «Муж, наверное, вернулся с работы?» — полюбопытствовал я. «Нет, это сын Петя пришёл из школы. А отец его не вернулся с войны», — смахнула женщина набежавшую слезу».
Материалы Александра Клименкова.