«Искусство быть фотографом»

Фотоателье Ошера Носоновича Аншелиевича было очень популярно в Вязьме и существовало более 30 лет. Именно этим и можно объяснить преобладание его работ в общем числе сделанных в дореволюционной и послереволюционной Вязьме фотографий. В коллекции нашего историко-краеведческого музея фотоработы Аншелиевича по количеству единиц хранения также занимают лидирующую позицию, что и позволило нам открыть моновыставку, посвященную истории одной фотомастерской.

На выставке «Искусство быть фотографом», которая будет действовать до начала июня, представлено около 70 подлинных индивидуальных и групповых фотопортретов вязьмичей, сделанных Аншелиевичем в конце XIX — начале ХХ веков, а также открытки с видами Вязьмы, предметы фототехники (фотоаппарат, кофр, коробки для стеклянных негативов и металлические кассеты) и старинные фотоальбомы.

Ошер Носонович Аншелиевич родился в 1871 году. О ранних годах его жизни достоверных сведений мы пока не имеем. Известно лишь, что уже будучи фотографом Ошер Носонович упоминался как московский мещанин и действительный член Московского Русского фотографического общества, но постоянно жил с семьей в Вязьме. У него было двое детей – дочь Муся и сын Рувим, который по данным на 1 января 1913 года обучался в приготовительном классе Вяземской мужской гимназии.

Свидетельство на право проведения фотографических работ в нашем городе Аншелиевич получил из канцелярии смоленского губернатора 27 апреля 1896 года, будучи довольно молодым человеком. Ателье носило официальное название «Московская фотография О. Аншелиевича в Вязьме». Существовало оно в нашем городе с 1896 года и, как минимум, до самой смерти мастера в 1927 году.

Большинство имен людей, запечатленных им на снимках, не известны: многие фотографии поступили в музей безымянными. На некоторых снимках сохранились лишь дарственные надписи с пожеланиями «на добрую память» и именами адресатов, а ведь за каждой фотоработой стоит целая жизнь, судьба человека, а иногда и судьба города. Тем ценнее хранящиеся в фондах музея атрибутированные фотографии.

Вот перед нами сделанное сразу после свадьбы трогательное фото семьи Николая Николаевича Гибнера и Татьяны Александровны (Посниковой) – дочери известного ученого, одного из основателей Санкт-Петербургского политехнического института, и вяземского уездного предводителя дворянства Александра Сергеевича Посникова.

Здесь же фотография Юрия Гиммельшейна, об интересной и трагической судьбе которого мы знаем из интернет-публикаций живущей в Бельгии Елены Хэрменс. Юрий Гиммельшейн происходил из обеспеченной вяземской еврейской семьи, занимавшейся торговлей льном. По окончании Вяземской гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, служил в различных учреждениях. Позже эмигрировал из Советской России в Германию, но из-за начавшихся там гонений на евреев был вынужден буквально скитаться по разным странам и погиб в годы Второй мировой войны в газовых камерах Польши.

Портрет девушки Розы. Начало ХХ в.

Несомненный исторический и художественный интерес представляет и сделанное в 1917 году фото врача Вяземской уездной земской больницы Николая Николаевича Тихомирова, коллегой которого в то время был Михаил Афанасьевич Булгаков. В фондах музея хранится и портрет Михаила Михайловича Порфирьева, который в будущем стал известным ученым – профессором, автором научных трудов, сотрудником института градостроительства Академии архитектуры СССР.

Умиление вызывают фотографии маленьких вязьмичей в распашонках, платьицах, чепчиках и шляпках – стоящих, сидящих в креслах или на руках у няни. Отдельным блоком в экспозиции представлены фотографии вяземских гимназисток и гимназистов. На одном из снимков мы видим юношу в форме с пряжкой «ВИАГ» («Вяземская императора Александра III гимназия») на ремне, и тут же, в витрине, представлена оригинальная гимназическая пряжка. Рядом фотография выпуска мужской гимназии 1910 года, оформленная в виде дерева, в корнях которого расположено здание учреждения, а в ветвях – портреты преподавательского состава и гимназистов. Снимок выпуска 1912 года оформлен в морской тематике – волны, скалы и чайки. В числе выпускников гимназий – представители известных вяземских фамилий – Колесниковых, Девкиных, Чайсовых, Фистель и других.

Ошер Носонович Аншелиевич снимал не только стационарно, в своем ателье, но и выезжал на заказы по городу и уезду. В частности, известен сделанный им снимок семьи светлейшего князя Григория Петровича Волконского в усадьбе Сковородкино. Интересно и то, что мастер снимал эту усадьбу и после революции, когда там находился Дом отдыха имени лейтенанта Шмидта, действовавший с 1924 года. Во время Первой мировой войны Аншелиевич делал фотографии находящихся на излечении воинов и медперсонала, размещавшихся в вяземских госпиталях.

На фотографиях Аншелиевича запечатлена целая эпоха. Здесь мы видим не только портреты людей того времени, интерес представляют их стиль одежды, прически, головные уборы, украшения. А фотографироваться к Аншелиевичу приходили представители всех сословий: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне. Сам поход в фотоателье или приглашение фотографа становились настоящим событием для человека и его семьи. Помимо изготовления фотопортретов, Ошер Носонович занимался видовыми съемками города и издавал открытки с собственными фотографиями Вязьмы. К настоящему времени известны три серии открыток, общим числом – не менее семнадцати штук.

Умер Ошер Носонович Аншелиевич 21 мая 1927 года. Он погребен на Еврейском кладбище Вязьмы, в районе Новоторжской. В настоящее время погост является заброшенным и нуждается в благоустройстве. Место захоронения О.Н. Аншелиевича точно не обозначено, надгробие повалено. Надпись на камне нанесена на двух языках – русском и иврите. В 2012 году могиле самого известного вяземского фотографа вместе с надгробием был присвоен статус муниципального историко-мемориального захоронения. Волонтерами на кладбище иногда проводятся субботники, однако общее его состояние можно назвать неудовлетворительным.

Хранящиеся в фондах музея фотографии свидетельствуют о том, что ателье существовало и после смерти Ошера Носоновича, как минимум, до 1928 года. Кто работал в нем фотографом – сын Аншелиевича или уже другой человек, мы не знаем, но снимки по-прежнему оформлялись на бланках ателье Аншелиевича.

Ю. Петрова, главный хранитель историко-краеведческого музея.

Фото Алины Сотник.