Уникальный экспонат

Многие, наверное, помнят детскую загадку С.Я. Маршака об утюге. Мне всегда казалось, что я знаю о них очень много. Дело в том, что одно из моих любимых занятий – глаженье белья. Мне доставляет огромное удовольствие утюжить воротнички, манжеты, рюши, воланы, а также постельное бельё, шторы… Я до сих пор предпочитаю тканевые носовые платочки современным — бумажным. Гладить их — сплошное удовольствие. После стирки и утюжки эти платочки с вышивкой можно считать предметом художественного творчества.

В доме моей бабушки были скалка и рубель для глажения белья. Разумеется, она ими не пользовалась, но на всякий случай (вдруг электричество отключат!), бережно хранила. Она-то и показала мне, как влажное белье наматывается на скалку, потом несколько раз тщательно прокатывается рубелем. Это длинная деревянная плашка с ребрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Конечно, бельё разглаживалось, но не идеально…

Бабушка рассказывала мне и о чугунных угольных утюгах. Потом я видела их у многих знакомых. Люди хранили их как память. Да, собственно говоря, у меня тоже есть такой утюг. Но я его использую как цветочницу. А раньше чугунный утюг нагревали в печке, затем старались быстро разглаживать одежду, пока он не остыл. Если утюг охлаждался, его опять помещали в печь для того, чтобы нагрелся. И снова приступали к глажке. Спустя какое-то время, стали нагревать утюг изнутри. С помощью горящих углей…

Тяжёлые чугунные утюги XVIII века можно встретить в любом краеведческом музее. Кстати, и в нашей Андрейковской школе – тоже… А вот в музее Царёво-Займищенской школы, в котором я побывала вместе с моими одиннадцатиклассниками, есть утюг с уникальной историей. Нас очень заинтересовал рассказ руководителя музея Любови Васильевны Егоровой об этом интересном экспонате. Ведь на задней части утюга изображен Лев Николаевич Толстой с вытянутым носом, который служил… «ручкой» для заслонки.

Такие утюги появились в конце XIX – начале XX века. С чем же это было связано? Оказывается, Лев Николаевич активно критиковал не только власть, но и церковь: учение последней «…есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства». Писателя обвинили в ереси. В 1901 году он был отлучен от церкви. Очевидно, среди мастеров по производству утюгов были люди не только верующие, но и грамотные. И они понимали, какая опасность заключена в учениях Толстого.

В те времена такие люди, обладатели утюга, имели возможность отомстить графу, сказав: «Тьфу, еретик, гореть тебе в Геенне огненной!» — и насыпать в утюг раскаленных углей. Они могли «потянуть писателя за нос» и даже плюнуть, проверяя: хорошо ли разогрет утюг. Вот такой уникальный экспонат имеется в музее сельской школы. И  такая интересная история!

С. ШАХИНА.