Разъяснение законодательства

Наркопритоны: что делать жильцам дома, где появилось это зло, какая ответственность предусмотрена за их организацию

Одними из признаков, указывающих на организацию притона в жилом доме, могут служить специфический химический запах в подъезде, регулярное посещение какой-то квартиры большим количеством людей, особенно молодежи в любое время суток, появление лиц в одурманенном состоянии. Если стали замечать что-то подобное – следует в первую очередь сообщить в органы полиции: к участковому или в районный отдел органов внутренних дел для пресечения преступной деятельности. В случае, если мер по Вашему заявлению не будет принято, и неблагополучная ситуация продолжится, стоит обратиться в органы прокуратуры.

Ответственность за систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов регламентирована ст. 232 УКРФ. Этой же статьей установлена уголовная ответственность за организацию и содержание притонов.

Притоном может быть признано любое помещение, какжилое, так и нежилое, которое используется несколькими лицами для потребления наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов. К таким помещениям могут быть отнесены дома, квартиры, дачи, гаражи, подвалы и т.п.

Систематическим предоставлением помещения для потребления наркотических средств признается предоставление такого помещения для указанной цели более двух раз.

При этом для наступления уголовной ответственности не имеет значения, предоставляется такое помещение для потребления наркотических средств на возмездной либо безвозмездной основе.

За систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, совершенное организованной группой, виновному грозит до 7 лет лишения свободы. Если же при предоставлении помещения для потребления наркотических средств организатор притона также снабжает потребителей наркотическими средствами, то он дополнительно подлежит ответственности за незаконный сбыт наркотических средств.

***

Установлена административная ответственность за необоснованное понуждение потребителей к предоставлению своих персональных данных

Федеральным законом от 28.05.2022 №145-ФЗ внесены изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлена административная ответственность за необоснованное понуждение потребителей к предоставлению своих персональных данных.

Так, отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц – в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; — на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Ответственность не наступит в случаях, когда предоставление потребителем персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

***

За незаконный оборот специальных технических средств получения информации предусмотрена уголовная ответственность

Уголовная ответственность за незаконные производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена статьей 138.1 УКРФ. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы,системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения, на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации, получения информации с технических средств ее хранения, обработки, передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации и либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации, геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Уголовная ответственность по статье 138.1 УКРФ за незаконные производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства Российской Федерации.

Ввиду изложенного, приобретать такого рода предметы ни посредством сети Интернет, ни каким-либо иным способом не следует.

***

Сведения о доходах, расходах, об имуществе должны быть размещены в сети Интернет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;

б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок (сумма такой сделки) превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Средства массовой информации вправе в течение семи рабочих дней получить вышеуказанные сведения, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Запрещается размещать в сети Интернет персональные данные членов семьи служащего (работника); данные, позволяющие определить местожительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника) и членов его семьи; данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику) и членам его семьи; а также охраняемые законом сведения.

***

Ужесточена уголовная ответственность за нарушения в сфере безопасности дорожного движения и введен новый состав преступления в рассматриваемой сфере

Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовный закон дополнен статьей 264.3, устанавливающей уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым ранее административному наказанию или имеющим судимость за деяния, связанные с управлением транспортным средством при отсутствии соответствующего права.

Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до реального лишения свободы на срок до 2 лет с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Кроме того, части вторая, четвертая и шестая статьи 264 УК РФ дополнены новым квалифицирующим признаком, устанавливающим повышенные меры ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть, если оно совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами.

Кроме того, часть первая статьи 104.1 УК РФ дополнена пунктом «д», предусматривающим конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 или 264.2 либо статьей 264.3 УК РФ.

Вяземская межрайонная прокуратура.