От родника — к устью…

Летний пришкольный лагерь – это, прежде всего, полноценный отдых детей после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, наконец, оздоровление. А еще — развитие и реализация творческих способностей каждого ребенка. На базе нашей средней школы №3 такой лагерь с дневным пребыванием детей организуется постоянно.

«Родник» — это…

В одной популярной песне есть такие слова: «Лето — это маленькая жизнь». А для детворы – это девиз самых больших школьных каникул. И неудивительно! Ведь за лето дети, действительно, проживают «маленькую жизнь», наполненную разными интересными событиями. Эти каникулы можно считать своеобразным мостиком между завершившимся учебным годом и предстоящим.  В такое прекрасное время года не у всех родителей есть возможность отправить своих мальчишек и девчонок на море или обеспечить им активный отдых дома. В организации оздоровления детей в период каникул для таких мам и пап подспорьем являются летние школьные лагеря. Их посещают преимущественно дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей.

Сделать отдых занимательным, насыщенным, полезным для физического, духовного и экологического их развития предусматривает программа летнего оздоровительного лагеря «Родник». Она ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из всяких социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Основная ее идея заключалась в следующем. В течение смены ребята и взрослые путешествовали по «руслу» лагерной «реки». От «родника» — к «устью»… Каждый день все путешественники встречались на «палубе», где проводились различные исследования, праздники, выставки, концерты, конкурсы, соревнования… Планирование работы и проведение мероприятий осуществлялись с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, событий и дат, которые отмечает вся страна. А экологическое направление  являлось основным в деятельности лагеря. Все сказанное выше, — это и есть «Родник»…

Выросла целая «полянка»

Каждый участник смены, а в этом году их было 35, в течение 21 дня собирал маленькие «капельки» своих достижений. А в завершении смены подсчитано их количество у каждого путешественника. Дети сами определили лидеров в младшей и старшей группах. На заключительном концерте им вручались грамоты и памятные подарки. В этом году все мальчики являлись юнгами на двух «кораблях, плывущих» в открытое море, а девочки собирали свои «успешные капельки» в бидоны из родника, что на лесной полянке.

Каждый день жизни в лагере имел своё название, или «остановку в пути». Это помогало решению индивидуальных педагогических задач и использованию разнообразных форм воспитательной работы: «Родник дружбы», «Река знаний», «Пушкинская гладь», «Залив благородства», «Озеро Надежды»… Кроме того, ежедневно проводился мониторинг настроения детей, степени их удовлетворенности проведенными мероприятиями. Это фиксировали созданные их руками цветные бабочки, которые в завершении дня ребята приклеивали вокруг очередной даты, создавая «цветок настроения». И в конце смены выросла целая «полянка», состоящая из 21 цветочка. Она стала иллюстрацией того, как хорошо ребятишки провели все эти дни.

Приятный и полезный досуг

Воспитатели в лагере старались ненавязчиво прививать им любовь к Родине, природе, здоровому образу жизни, спорту и искусству. Был сформирован экологический отряд, куда входили ребята постарше. Они не только отдыхали, но и работали: убирали школьную территорию, наводили порядок в сельском парке, ухаживали за памятниками участникам Великой Отечественной войны…

Жизнь в лагере сельской школы отличается своей домашней обстановкой.  Старшие ребята помогали воспитателям в работе с малышами, выступая в роли вожатых. Они имели возможность вносить свои коррективы в проведение мероприятий.

Большое внимание уделялось спортивным соревнованиям. Отличным подспорьем в этом были две площадки: при школе и в парке отдыха. Когда на улице было прохладно и дождливо, дети занималась в специальных классах, а также в актовом и спортивном залах.  Для них в здании учреждения выделили целый «отсек», где были созданы все условия для полноценного отдыха.

В школьной столовой детей кормили дважды в день. На столах всегда были  соки, фрукты, овощи и, конечно, вкусная и полезная еда. По данным мониторинга, проводимого среди детей и их родителей, все остались очень довольны качеством приготовленных блюд.

Интересные события и встречи

Жизнь в летнем лагере дневного пребывания в нашей школе была насыщена приятными встречами и интересными событиями. Так, День независимости России проходил под названием — «Остановка «Мост согласия». Утром почти все ребята приехали на своих велосипедах, на которых были прикреплены сделанные заранее  флажки триколор. Велопробег начался сразу после завтрака с песни «Россия» в общем исполнении. Колонна велосипедистов останавливалась на каждой улице Семлева, и ребята исполняли по одному ее куплету. Жители села соответствовали им поздравлениями с праздником.

После велопробега ребят ждали в сельском Доме культуры. Переодевшись в русские костюмы, они приняли участие в игровой программе «Добры молодцы и красны девицы». Затем воспитанники посетили филиал детской музыкальной школы, где для них было подготовлено мероприятие на тему: «Россия — Родина моя». После обеда все собрались в сельской библиотеке №5, где приняли участие в конкурсе выразительного чтения стихотворений «С чего начинается Родина…».

Очень увлекательно прошёл день, посвящённый празднованию рождения юннатского движения, — «Остановка «Муравьиный остров». Сама природа сделала нам приятный подарок. Три года тому назад на школьной территории, около сосны, появился маленький муравейник. Сначала все переживали, что его кто-нибудь да разрушит. Вот поэтому родители огородили муравейник. Дети же написали обращение к землякам от имени его «жителей» – с просьбой беречь их дом.

Теперь, когда муравейник вырос втрое, ученики увеличили заборчик и начали исследовательскую работу. В конце смены были оглашены ее результаты. А в день самого праздника мы проводили свои наблюдения, смотрели документальный фильм об интересных фактах из жизни этих насекомых. Ребята из старшей группы  организовали станционную игру «Муравьишкина радость». Малыши же выступили в ролях этих крохотных трудяг – строителей, воинов, нянек и с достоинством прошли все испытания. Конечно, можно много рассказать о наших приключениях в лагере «Родник»: ведь каждый прожитый день для кого-то — победа, а для кого-то — новое открытие. Но, главное, что все они запомнились нашим юным  землякам.

С нами – социальные партнеры

Хочется сказать отдельное спасибо нашим социальным партнёрам. Их в селе не так уж много, но их представители сотрудничают с нами с полной отдачей и воодушевлением. Что называется, от всего сердца… Работники Семлевской сельской библиотеки №5 — заведующая Е.А. Рыжикова и Г.Н. Митичкина организовали для наших воспитанников увлекательные и познавательные мероприятия. Среди них — литературная викторина по сказкам А. Пушкина «Кот учёный приглашает…»; историко-познавательный час, посвящённый 350-летию со дня рождения  Петра I; выставка-просмотр в честь дня рождения русского писателя И. Гончарова… Ребята с удовольствием читали стихи Р. Рождественского. Надолго осталось в их памяти мероприятие на тему — «Тот самый первый день войны». 

Среди наших социальных партнеров — и преподаватели филиала Вяземской ДШИ В.А. Першенкова и Е.М. Миникеева. Для юных семлевцев они подготовили  концертные программы; провели познавательные мероприятия на темы — «Пушкин и музыка», «Россия — Родина моя». А каким зажигательным оказался конкурс караоке «Вот оно какое, наше лето!». Доходящей до самых ребячьих сердец стала совместная акция «Свеча Памяти».

Работники сельского Дома культуры тоже не отставали в своей изобретательности и творческом подходе к общению с детьми. Так, заведующая Н.П. Сныткина и методист Ж.В. Мурзоева красочно оформили зал. Прежде всего, для того, чтобы создать хорошее настроение маленьким посетителям… Они провели множество интересных мероприятий. Особо запомнилась музыкальная развлекательная программа «Добры молодцы и красны девицы». Дети, проявляя коммуникативные навыки, с азартом соревновались в своей прыти, изобретательности и ловкости. Участвуя в игровой программе «В гостях у феи Фауны», они узнали много интересных фактов из жизни насекомых и животных своего края. А какой веселой была танцевальная развлекательная программа «Дискотечная галактика»!

Незабываемой для наших сельских ребятишек стала экскурсия на станцию юных натуралистов. Оттуда ребята приехали с массой ярких впечатлений и со словами благодарности всем работникам этого уютного уголка природы. А сколько было еще других встреч, праздников, походов, добрых дел за первый месяц лета! Они остались в памяти наших воспитанников, которые окрепли за смену и, встречаясь друг с другом, еще долго будут делиться воспоминаниями.

***

Из небольшого родничка формируется полноводная река, впадающая в море. И наша работа в лагере является такой же малой «капелькой» в воспитании будущих граждан России. Того поколения, которое скоро уйдет от нас, педагогов, родителей, в свободное плавание по бурному «морю» своей жизни… И наши «капельки» им, ой как, пригодятся!

И. БАЛЬЧУС, начальник лагеря «Родник».

На снимке И.М. Бальчус с ребятами во время похода.