«Ночь в музее» дарит своим поздним гостям совсем иные ощущения, нежели те, что испытывают посетители этих залов в дневные часы. Возможность почувствовать очевидную разницу предоставляется вязьмичам единожды в год, когда в рамках международной акции историко-краеведческий музей открывает свои двери после захода солнца. Сумерки – время таинственное, граничащее со светом и тьмой. Это час, рождающий фантасмагорию. Время, когда размывается, как акварель, тонкая грань между явным и иллюзорным, реальным и воображаемым. Отчасти поэтому пространство музея, погруженное в полумрак, представилось мне местом мистическим, где тени прошлого, накладываясь друг на друга и сплетаясь в замысловатый узор, способны менять картину настоящего и эскиз будущего.
Сотни экспонатов за тускло поблескивающими стеклами витрин, казалось, излучали магическую силу, влекущую подойти поближе, всмотреться пристальнее. Под высокими сводами плыли неясные звуки, а причудливая игра теней на стенах рождала в разыгравшемся воображении самые немыслимые образы. По мере того, как сгущались сумерки, все больше гостей прибывало в музей, в залах которого им предстояло слегка волнительное и крайне увлекательное путешествие в прошлое.
Гидом для вязьмичей и гостей города выступила главный хранитель музея Ю.В. Петрова. Она провела интерактивный исторический лекторий «Возвращение к истокам», раскрыв тему народного костюма Вяземского уезда и ремесел, которые возникли в давние времена, в частности, гончарство. Особое внимание гостей в ходе исторического экскурса было обращено на образцы крестьянского костюма рубежа XIX — XX веков.
Присутствующие узнали о том, что в женской одежде определяющим предметом был косоклинный сарафан, который шили в основном из грубой ткани темно-синего цвета. Рубахи крестьянок отличались друг от друга формой рукава, шириной горловины, украшением ткачеством и вышивкой. Головными уборами служили повойники из хлопчатобумажной и более дорогих видов ткани, а также – налобные повязки, обильно украшенные бисером и бусинами. Дополняли комплект женского крестьянского костюма тканые пояса – «рябушки».
Многие элементы крестьянского костюма гости могли увидеть своими глазами, поскольку рассказ сопровождался демонстрацией экспонатов из фондов музея. Ю.В. Петрова не обошла вниманием и мужскую одежду, представленную рубахой-косовороткой, портами и поясом-рябушкой. Отдельной темой стало гончарное искусство Вяземского уезда.
Хранящаяся в музее коллекция изделий народного гончарства представлена 58-ю предметами, которые можно датировать концом девятнадцатого – началом двадцатого столетия. Эти экспонаты представляют интерес разнообразием форм и назначением их использования. Музейная коллекция сформировалась в основном за счет даров жителей города и района. Несколько предметов сотрудники музея привезли из экспедиций, которые проводились в сельской местности.
Гончарные изделия были, по-видимому, изготовлены в деревенских избах – на ручном или ножном кругах. Обожжены они, вероятно, тут же, в русской печи. Способы обработки и декоративной отделки немногочисленны и примитивны. В основном это самые простые красноглиняные изделия, стенки большинства которых остались гладкими. Некоторые сосуды имеют простые украшения в виде углубленных поясков, насечек и волнистых линий. И лишь два предмета – кувшин и кубышка донесли до нас расположенную поверх поливы незатейливую роспись. Первый украшен растительным орнаментом, второй – геометрическим.
Поскольку лекция вызывала живой интерес у слушателей, Юлии Витальевне приходилось прерывать ход своего повествования, чтобы дать компетентный исчерпывающий ответ на тот или иной вопрос из зала. Справедливости ради, нужно отметить, что и гостям, в свою очередь, пришлось держать экзамен. Самые внимательные участники викторины, закрепляющей пройденный материал, получили призы и памятные сувениры.
Напомню, что культурная акция, в которой мы имели удовольствие участвовать, приурочена к Международному дню музеев, поэтому праздник не обошелся без приятного сюрприза. Руководитель Вяземского объединения художников, член Союза художников России Г.А. Улыбин преподнес музею замечательный подарок. Удивительная история, которую поведал даритель, произошла в Таджикистане в конце прошлого столетия.
После распада СССР для жителей постсоветского пространства наступили непростые времена. Лихие девяностые годы стали эпохой перемен и потрясений для всех бывших советских республик, включая Таджикистан, где в то время жил Геннадий Александрович. Денег не хватало катастрофически. И предприимчивые восточные люди использовали нехитрую схему – своеобразный бартер, меняя вещи на продукты, продукты – на услуги и так далее.
Однажды, бродя среди рядов восточного базара, Геннадий Александрович увидел картину. Но не дешевая репродукция привлекла внимание художника, а ее оформление. Ему очень приглянулся необыкновенный багет. После традиционного восточного торга, со всеми его тонкостями, хитростями, темпераментом и колоритом, художник заполучил заветную вещицу.
Следует сказать, что багет нуждался в небольшой реставрации. И каково же было удивление художника, когда, приступив к работе, он обнаружил под репродукцией еще одно изображение?! На него смотрели глаза незнакомки, образ которой запечатлел неизвестный фотограф, предположительно, в самом начале двадцатого столетия.
Эта необыкновенная истории случилась тридцать лет тому назад. Фотопортрет незнакомки сопровождал переезд Г.А. Улыбина в Россию, и потом еще два десятилетия украшал его дом в Вязьме, а теперь займет достойное место в экспозиции нашего музея.
Алина Сотник. Фото автора.