В художественной галерее историко-краеведческого музея состоялось открытие персональной выставки члена Союза художников России Александра Мартиросова. Вернисаж мастера стал значимым и обсуждаемым событием в культурной жизни города. Художник умеет удивлять и заставляет размышлять. Его живопись – это особое явление, истоки которого, по всей видимости, теряются где-то среди солнечных долин, тенистых горных ущелий, хрустальных озер и звенящих водопадов. Это – особая философия, свои глубинные смыслы, неподражаемый стиль и нетривиальный взгляд на предметы и события. В экспозиции ретроспективной выставки представлены живописные работы мастера – портреты, натюрморты, написанные в духе грузинской реалистической школы, а также инсталляции.
Александр Мартиросов родился в 1949 году в столице Грузии. Он – выпускник Тбилисской Академии художеств. В 1986 году Александр Владимирович вступает в Союз художников СССР, в дальнейшем – член Союза художников России. Подробно об авторе на вернисаже рассказала научный сотрудник музея О.В. Александрова:
— Художник-монументалист оформлял общественные здания Москвы, Тбилиси, Владикавказа, Сочи, Пятигорска и других городов. В 1996 году семья Мартиросовых переехала в Вязьму, где художник продолжил заниматься творчеством и вести активную выставочную деятельность. Александр Владимирович установил памятник «Эхо войны» на Поле памяти, у деревни Красный Холм, крест на могиле Веры Александровны Мезенцевой, внучки Пушкина. Он – автор скульптурной композиции, посвященной вяземскому князю Симеону и его супруге Иулиании. Живописные произведения Мартиросова находятся в собраниях Министерства культуры Грузии, Художественного фонда Грузии, Музея современного искусства в Тбилиси, а также в частных коллекциях Москвы, Тбилиси, Армении, Бельгии, Израиля, США.
Авторская палитра художника многообразна, что явно прослеживается в открывшейся художественной экспозиции, где представлены разные направления его творчества. Произведения, созданные Мартиросовым, наполнены философским смыслом и заставляют задуматься о вечных ценностях и сущности бытия.
Неудивительно, что вернисаж привлек множество гостей. Поздравить автора с открытием новой персональной выставки пришли коллеги по творческому цеху, работники культуры, преподаватели детской художественной школы имени А.Г. Сергеева, друзья. С приветственным словом к присутствующим обратилась заместитель главы района С.Б. Вавилова. Светлана Борисовна поздравила с замечательным культурным событием как автора, так и его поклонников, пожелав всем здоровья, добра и благополучия.
Директор историко-краеведческого музея О.Е. Селявина выразила глубокую благодарность и искреннюю признательность художнику за неповторимый авторский стиль, горячий художественный темперамент и талант, передающий красоту предметного мира в его стремлении к гармонии. От своего коллектива Ольга Еркешевна пожелала Александру Владимировичу крепкого здоровья, семейного счастья и творческого вдохновения.
Профессиональными мнениями об отдельных произведениях автора и о выставке в целом обменялись вяземские художники. Александра Мартиросова искренне и тепло поздравили члены Союза художников России: Геннадий Улыбин, Любовь Даниленкова, Юрий Жеглов, Евгений Круподеров, Николай Лучкин и Владимир Чайка.
Как уже было сказано выше, в экспозицию вошли живописные полотна, написанные в традициях грузинской реалистической школы, инсталляции и несколько работ, раскрывающих автора как самобытного скульптора. На ретроспективной выставке представлены произведения, созданные художником в разные годы, начиная с 70-х годов прошлого столетия вплоть до года нынешнего.
Каждая авторская работа, будь то живописное полотно или инсталляция, – это определенная ступень познания мира. Это синтез знаний обо всем, что окружает художника и его собственных способностей к изображению окружающего мира. Многие из работ автора собраны из внешне несовместимых материалов, деталей, обломков, перьев и костей животных. Выбор только на первый взгляд кажется случайным, ведь на самом деле он строго подчинен определенному художественному образу.
Александр Мартиросов выстраивает удивительные пространственные композиции из самых неожиданных материалов, объединяя их общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора.
В высоком мастерстве всегда присутствует и высокое вдохновение, даже некая мистика, логика и познание. Помимо мастерства и вдохновения, в творчестве Мартиросова, на мой взгляд, краеугольным камнем является интуиция, замысел, внутренняя сила и гуманизм художника. Им движет не столько разум, сколько некоторая внешняя воля, дух, незримая материя, порыв, подсознание, стихийность. Но эта стихийность всегда очень глубокая. Она превращается в осязаемое, зримое произведение. Преодоление хаоса, размышление и осмысление создают новый феномен, новое глубинное видение, которое отражается в той или иной работе автора. Это и есть создание философского камня, собственная философия и алхимия.
Алина Сотник. Фото автора.