Шалом, земляки!

Премьера в Вяземском народном театре – это всегда событие! Это всегда праздник! Всякий раз, предвкушая магию, зритель ждет откровения, и оно непременно случается. Новая постановка Андрея Оленева не стала исключением. На малой сцене состоялась премьера спектакля «Молитва» по пьесе Григория Горина, созданной на основе классической прозы еврейского писателя и драматурга Шолом-Алехейма. Не будет преувеличением сказать, что режиссеру и актерам удалось сотворить маленькое чудо. Они рассказывали нам историю, говоря при этом о вещах много больших, чем ее сюжет. Драма героев вызывала гамму чувств, но мир смысла, в котором они существовали, перекрывал по своему значению и силе простые человеческие переживания.

В незамысловатом сюжете пьесы кроется глубинный и трагический смысл. По сути, это рассказ о судьбе евреев, по жизни которых кровавым колесом прокатилась череда погромов. Действие происходит в самом начале двадцатого столетия, в период усилившихся гонений на этот древний многострадальный народ. Одновременно в спектакле затрагиваются темы, близкие людям всех национальностей и религиозных конфессий – счастье, любовь, поиск Бога и своего места в этом мире. Впрочем, обо всем по порядку.

В деревне Анатовке, где-то неподалеку от Киева, с древних пор жили бок о бок русские, украинцы и евреи. Жили дружно. Вместе работали, вместе отдыхали от трудов праведных. В центре сценической истории – еврейская семья молочника Тевье. Он беден, и у его пяти дочерей есть только один шанс вырваться из нищеты – это удачное замужество. В соответствии с традициями, Тевье пытается прибегнуть к сватовству, но дочери предпочитают сами решать свою судьбу. В нелегкой жизни бедного молочника происходит череда событий, испытывающих его веру. Она же – вера помогает герою не сломиться в тяжелейшие моменты жизни. А еще спасает вековечный еврейский юмор. Герои пьесы защищают себя иронией, ибо больше защититься нечем. Через самобытный юмор в спектакле раскрывается такая сложная и тонкая материя, как национальный характер.

Образ Тевье великолепно воплотил на сцене Игорь Михайлов. Удивительная сдержанность и внутренняя тишина поселились в знакомом актере и полностью изменили его. Следует сказать, что это новое спокойствие и сосредоточенность Михайлова обладали неожиданной силой. Патриархальная сдержанность как свойство характера раскрывалась по мере того, как каменела от горя душа главного героя. В финале драмы Тевье замыкается в молчании. Духовный склад его определяется верой в Бога. Герой Михайлова цитирует Ветхий Завет обыденно, как житейскую норму. Зритель часто застает главного героя за молитвой, однако последнему ни разу не удаётся завершить ее, поскольку он отвлекается на земные дела, на просьбы любимых.

Верную спутницу жизни бедного молочника играет Ольга Гурлебаус. Ее Голда – это душа дома, центр семейного круга и, конечно, воплощение материнства. Ведь еврейская мама – это что-то особенное. Недаром незыблемый закон о том, что национальная принадлежность ребенка определяется именно по матери, действует в этом древнем народе на протяжении уже нескольких тысячелетий. Таким образом, перед актрисой стояла архисложная задача. И, на мой взгляд, она справилась с ней на все сто процентов, создав образ своей героини с филигранной точностью. Кульминацией роли становится сцена, в которой режиссером обозначены два главных таинства – рождение и смерть. Последние жизненные силы Голда мысленно отдает дочери, издалека помогая появиться на свет своей внучке. И, пожалуй, эта сцена стала одной из самых сильных в спектакле.

Режиссер Андрей Оленев строит композицию спектакля, раскрывая историю семьи главного героя через отдельные разножанровые картины. Это череда монологов Тевье о ключевых событиях: о замужестве дочек, рождении внучки и смерти любимой жены, о погроме, об изгнании. В первой части спектакля рассказывается о старшей дочери, которую зовут Цейтл. Здесь и сватовство к ней богатого мясника, и любовь девушки к бедному портняжке Мотлу, и, наконец, свадьба, на которую являются погромщики. Роли Цейтл и Мотла написаны как бы пунктиром, но актеры Татьяна Платонова и Павел Виноградский точно и емко используют каждое свое появление на сцене.

Другую дочь, Годл, уводит из дома злополучный студент Перчик, который оказался революционером и будет сослан в Сибирь. Роли юных влюбленных убедительно и ярко играют молодые актеры Диана Забелло и Иван Евсеенков. Страшным ударом для Тевье становится и выбор третьей дочери. Хава, ослушавшись отца, венчается с Федором-писарем, меняя свою веру на православную. Образы Хавы и Федора воплощают на сцене Надежда Голубкова и Алексей Михайлов. Режиссёрский рисунок в создании актёрского ансамбля тяготеет к симметрии, но каждая молодая пара играет индивидуальную историю любви.

Колоритный персонаж представляет собой Менахем-Мендл, в роли которого выступает Александр Волков. Каждая реплика этого авантюрного горе-коммерсанта и любое его передвижение в пространстве вызывают улыбку. Этот дальний родственник – яркий пример того, как человек, родившийся статным красавцем с доброй душой по воле обстоятельств превращается в такую родню, «с которой лучше переписываться, и то по большим праздникам».

Интересный образ, с ярко выраженным национальным характером, создал Михаил Попов. Его герой – богатый лавочник, мясник Лейзер-Волф. Комична сцена, в которой Лейзер сватает старшую дочь Тевье, а молочник уверен, что речь идёт о покупке его рыжей коровы. И, напротив, полон трагизма эпизод прощания старого еврея с несостоявшейся невестой перед вынужденной эмиграцией. Михаил Попов передал весь спектр чувств, которые испытывает человек, навсегда покидающий свою родину.

Великолепно влился в актерский ансамбль Юрий Никуличев, сыгравший в спектакле роль Степана-плотника. Еще в юности русский паренек влюбился в соседскую еврейскую девушку и пронес свое неразделенное светлое чувство через всю жизнь. Словно ангел-хранитель, Степан издалека оберегал Голду и был поблизости до последнего ее часа. Одна из финальных мизансцен с Никуличевым буквально заставила зал затаить дыхание.

Под занавес жители Анатовки, собрав пожитки, должны уехать из родной деревни – их выселяют «за черту оседлости». Тевье, узнав о выселении, уже три дня молчит, потому что впервые подумал, что его разговоры с Богом ничуть не делают жизнь лучше. Неожиданно на сцене появляются Менахем со старенькой мамой и узлом с пожитками. Никто не понимает – откуда они взялись и почему с вещами. Ведь именно к ним, в Бердичев, собирается Тевье с семьей. Виной всему оказался телеграфист, который вместо «приезжаем» отстучал «приезжайте». Вот и откликнулась на приглашение та единственная родня, на которую в Бердичеве мог рассчитывать бедный Тевье.

В этой тяжелой, практически безвыходной ситуации не произносивший ни слова в течение нескольких дней Тевье вдруг начинает безудержно смеяться и, поднимая руки к небу, восклицает: «Господи милостивый, и Ты хочешь, чтоб я молчал?». За ним начинают смеяться остальные. Заключительная фраза принадлежит Степану: «Ну, народ… С вами не соскучишься…».

И это стало лучшим жизнеутверждающим финалом драматической истории. То, что новой постановке гарантированы аншлаги, стало понятно с первого премьерного показа. Зрители аплодировали стоя, не отпуская артистов со сцены. Овации звучали для режиссера и всего актерского состава. Свою творческую лепту в общий успех внесли Ярослав Жук, Элеонора Решетникова, Ирина Жалыбина, Дмитрий Дмитриев, Валерия Канайкина, Яна Виноградская, а также художник спектакля Анастасия Чёрикова. И стоит ли пояснять, что своим феноменом Вяземский народный театр во многом обязан директору?! Очаровательной Людмиле Александровне Волковой…

В этом сезоне театр приветствует земляков на иврите, желая всем мира, добра и справедливости. У вязьмичей есть возможность увидеть все своими глазами. Сознательно избегаю формулировки «посмотреть спектакль», поскольку суть и подлинный смысл открываются не тому, кто смотрит, а тому, кто умеет видеть.

Алина Сотник. Фото автора.