«Путешествие в прошлое: Вяземский уезд»

В выставочном зале музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» состоялось торжественное открытие выставки «Путешествие в прошлое: Вяземский уезд». Экспозиция является совместным проектом музея-заповедника «Хмелита» и Вяземского историко-краеведческого музея и знакомит посетителей с экспонатами из фондов этих учреждений культуры, предлагая своеобразный историко-художественный экскурс в прошлое Вяземской земли.

На выставке представлены народный костюм, фотографии и предметы городского и сельского быта рубежа XIX — XX веков, а также современные живописные работы, на которых запечатлены природа, памятники истории и культуры Вязьмы и района. Среди авторов полотен – известные вяземские художники Чайка, Жегловы, Г.А. Улыбин, московские художники Чернышевы и другие.

Особое внимание обращают на себя образцы крестьянского костюма Вяземского уезда рубежа XIX — XX веков. Символичным кажется то, что выставка проходит в стенах музея-заповедника «Хмелита»: ведь именно усадьба, как впрочем и город, была местом соприкосновения традиционного крестьянского мира с другим миром, гораздо более быстро меняющимся. В комплексе женского крестьянского костюма определяющим предметом был косоклинный сарафан.

Это одежда крестьянки Вяземского уезда — в основном, темно-синего цвета, чаще грубой ткани. Сарафан имеет трапециевидный силуэт, в его крое обязательно наличие косых боковых клиньев. Срединный шов зачастую декорирован покупными пуговицами. Косоклинный глухой сарафан принято относить к самым архаичным формам одежды: он бытовал уже в период Московской Руси.

Женские рубахи Вяземского уезда отличаются друг от друга формой рукава и ластовицы, шириной горловины, а главное – «украсами», то есть украшением ткачеством и вышивкой. Основную орнаментальную нагрузку в рубахе несет оплечье, украшена и обшивка горловины, рукавов, подола. Вышитый и тканый узоры на рубеже XIX — ХХ веков носили как символический, так и чисто декоративный характер. Это цветочный и растительный орнаменты. Основным материалом для рубахи служил домотканый холст, иногда использовались фабричные ткани.

«Стан» рубахи – и цельной, и составной обычно состоит из трех полотнищ холста. Горловина сильно сосборена и плотно облегает шею. «Полики» (вставки на плечах) широкие и прямые пришиты к стану по утку. Рукава имеют два варианта: либо заужены книзу, либо прямые и сосборены. Зачастую присутствует ластовица – вставка под мышками, изредка цветная.

Головные уборы крестьянок Вяземского уезда представлены на выставке повойниками из хлопчатобумажной и более дорогих видов ткани – шелка, атласа, парчи, иногда декорированными бисером или кистями шерстяной нити, а также налобными повязками, или налобниками, обильно украшенными бисером и бусинами. Дополняют комплекс женского крестьянского костюма тканые пояса – «рябушки». В начале ХХ века, вследствие серьезного влияния близости Москвы и массового отхода крестьян на заработки в столицу, традиционный женский крестьянский костюм с сарафаном постепенно начинает вытесняться городским типом одежды – юбкой и кофтой.

Комплект мужской крестьянской одежды представлен рубахой-косовороткой, портами и поясом-рябушкой. Основным материалом для изготовления мужской рубахи, как и женской, служил льняной домотканый холст. Традиционными местами декорирования мужской крестьянской рубахи были ворот, подол и рукава на запястье. Порты также изготавливались из льняной ткани. Они состояли из двух полос шириной до 45 см, сложенных пополам по долевой нити и соединяющей их мотни – полосы ткани, сложенной вдвое по уточной нити. На талии порты удерживались продернутым в кулиску гашником – крученым шнуром или тесьмой. На выставке также можно увидеть тканые и вышитые образцы украшений одежды и крестьянских бытовых предметов конца XIX — начала ХХ веков, в основном, споротые со старых предметов.

Представленные на совместной выставке экспонаты собраны в территориальных границах Вяземского и частично соседних с ним районов и датированы рубежом XIX — ХХ веков. Подробные экспликации к выставке написаны главным хранителем музея-заповедника Ириной Петровной Гамула.

Посетителей выставки, среди которых были краеведы, художники и музейные работники, с ее открытием поздравили руководители учреждений, принявших участие в совместном проекте: директор музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» Н.В. Кулакова и директор Вяземского историко-краеведческого музея О.Е. Селявина. После приветственных слов экскурсию для гостей по выставке, которая продолжит свою работу до конца апреля, провела главный хранитель И.П. Гамула.

Ю. Петрова, главный хранитель историко-краеведческого музея.