В России появятся единые правила проведения ДЭГ

Расширение дистанционного электронного голосования неизбежно как развитие и прогресс, а любой прогресс тут только на руку гражданам. Голосование – это госуслуга и она должна предоставляться гражданам в самом современном виде. При этом, одной из самых главных задач является организация гражданского контроля над ДЭГ.

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения ДЭГ для всех регионов и на выборах всех уровней.

Согласно законопроекту дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем. Документ также уточняет, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.

ЦИК РФ будет устанавливать требования к сертифицированным государственным информсистемам для онлайн-голосования.

Избирательные комиссии субъектов РФ по согласованию с ЦИК смогут принимать решение о проведении ДЭГ на выборах в органы власти своего региона или на референдуме. В случае принятия решения о проведении ДЭГ с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на федеральных выборах, согласование не требуется, при этом региональный избирком должен сообщить о принятом решении ЦИК.

Также на прошлой неделе стало известно, что Центризбирком получил шесть заявок от регионов о желании использовать ДЭГ на выборах в единый день голосования в 2022 году. На выборах в сентябре 2021 года система ДЭГ применялась в семи регионах РФ — Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях.

ЕСТЬ МНЕНИЕ: Лазаренко Ольга Николаевна, РАНХиГС (Смоленский филиал) Заведующий кафедрой юриспруденции

Хочу сразу сказать, что я не являюсь противником прогресса и внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы нашей жизни, в том числе и в работу органов государственной власти и управления. 
Но я, как пользователь этих технологий попытаюсь разобраться почему многие граждане не доверяют системе Дистанционного Электронного Голосования (ДЭГ).
Москвичи, принимавшие участие в электронном голосовании по поправкам к Конституции, в числе положительных моментов такой возможности в первую очередь называли возможностью «голосовать из дома», «не надо никуда ходить», «удобно», «просто», «комфортно», «быстро», «мобильно». Но это все хорошо для тех, кто умеет пользоваться мобильным и домашнем интернетом. В числе отрицательных характеристик электронного голосования в первую очередь ими отмечались, что систему «можно взломать», «можно подделать», «подтасовать», «сфальсифицировать». 
Давайте вспомним самый скандальный пример — голосование в Москве выборы в Госдуму, где в традиционном формате голосования победили одни кандидаты в шести избирательных округах, однако результаты ДЭГ кардинально изменили общие итоги.
Система электронного голосования – дело неплохое, если эта система прозрачна.  И вот вопрос: как объяснить рядовому избирателю технологическую суть процесса так, чтобы он на все 100% поверил в его прозрачность? А защищенность от хакерских атак?
А как обеспечить тайну волеизъявления гражданина? (Хотя, по нашему мнению, анонимность голосования вообще нужно убрать, что бы каждый гражданин мог свободно посмотреть на портале, правильно ли система приняла его бюллетень, за того ли депутата прошел его голос). А гарантии идентификации избирателя? Ведь не исключается возможность заполнения электронного бюллетеня за другое лицо. Например, бабушки и дедушки, с трудом освоившие кнопочные сотовые телефоны, могут попросить своих родственников помочь заполнить электронный бюллетень.
Как обеспечить нормальный общественный контроль за технологией голосования, за ходом и подведением его итогов? Ведь правильное восприятие информации в системе ДЭГ невозможно лицами, не обладающими специальными знаниями в области техники.
Нам представляется, что надо создать прозрачную систему контроля для наблюдателей и внешних экспертов, защиты и наглядной демонстрации избирателям то, как работает ДЭГ.
Электронное голосование требует гораздо больше доверия к организаторам выборов и собственному государству, поскольку не дает даже простых, прозрачных инструментов для независимого наблюдения в той степени, в которой оно возможно в традиционных выборах.
Сомневающиеся всегда будут. Сейчас, к сожалению тех кто выступает против электронных голосований как таковых, приравнивают к антиваксерам и прочим луддитам, выступающим против прогресса.
Чтобы общество приняло электронное голосование, необходимо абсолютное доверие и рядовых избирателей, и политической элиты к организаторам и к технологии волеизъявления и его учету.
Без решения этих вопросов, введение системы «дистанционного электронного голосования» окончательно разрушит доверие граждан к выборам.