Романтики стальных магистралей

Прошло ровно два месяца с того времени, как работники эксплуатационного локомотивного депо Вязьма-Сортировочная, впрочем, как и все железнодорожники узла, отметили свой профессиональный праздник. И вот новое торжество: День рождения компании, в состав которой входит и эксплуатационное локомотивное депо Вязьма-Сортировочная. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» было создано 1 октября 2003 года из преобразованного Министерства путей сообщения. ОАО «РЖД», прежде всего, — профессионалы высокого уровня во всех отраслях этого вида транспорта, благодаря которым компания может гарантировать надежность, стабильность и оперативность своей деятельности. А еще ее по праву считают не только основой, но и своеобразным «локомотивом» экономики нашей страны. Ко дню праздника мы рассказываем о тех, кто своим созидательным трудом создает положительный имидж компании, кто раз и навсегда выбрал для себя романтику железных дорог.

Работать интересно

У заместителя начальника локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам В.А. Корнева никогда не было сомнения в том, что жизнь будет связана с железной дорогой. Его мама Ольга Владимировна работала в дистанции сигнализации и связи, а дядя Олег Владимирович – в вагонном депо.

В.А. Корнев.

— Когда семья собиралась вместе, одной из постоянных тем для беседы становилась работа, — вспоминает Владимир Александрович. – И мы, мальчишки, пристраивались рядом со взрослыми и слушали увлекательные рассказы железнодорожников. А когда мама и дядя брали нас к себе на работу, – это был настоящий праздник. В итоге я и брат Валерий стали продолжателями железнодорожной династии. В наших рядах оказался и двоюродный брат Виктор.

И вот уже скоро 20 лет, как Владимир Александрович Корнев выбрал свою единственную, как он сказал сам, стезю в жизни, связанную с железной дорогой. И весь путь, пройденный им до 2020 года (именно тогда открылась вакансия заместителя начальника депо по кадрам), подготовил ступеньки для карьерного роста молодого специалиста. А эта разносторонняя должность напрямую связана с людьми, от которых во многом зависит успех работы всего предприятия…

Учеба в средней школе №1 заложила в юноше интерес к знаниям. Азы профессионального образования были получены в вяземском училище №5. Здесь, конечно же, приоритетной для юноши оказалась специальность помощника машиниста. Работая на этой должности после армии, Владимир приобрел навыки такой сложной и ответственной профессии.

В 2008 году руководство депо доверило ему управление локомотивом грузового движения. Нелегкое это дело – самостоятельное управление сложной техникой. Вот поэтому Владимиру были нужны обширные знания. И свое образование В.А. Корнев продолжил в Российской академии транспорта, которую окончил заочно, сразу применяя очередную порцию полученных знаний на практике.

Следующей ступенькой в профессиональном мастерстве Владимира Александровича стала должность инструктора. Под его руководством работали 30 машинистов и столько же – их помощников. Для организации нормальной и слаженной деятельности коллектива машинисту-инструктору необходимы энергия и владение многими качествами. Прежде всего, – это техническая грамотность, образованность, что, собственно говоря, и было присуще Корневу.

Честность, чуткость, человечность… Это те качества, которыми обладает В.А. Корнев и которые облегчают ему работу с людьми. Заработанный авторитет в коллективе депо, в том числе – и у руководства, дал возможность Владимиру Александровичу занять такую ответственную должность, как заместитель начальника по кадрам, с которой он успешно справляется и которая ему интересна.

Мастера высокого класса

Беседа с машинистом Андреем Шуруповым началась с вопроса: «Вы, наверное, в душе – романтик, раз выбрали такую профессию?». «Не без этого, конечно: люблю простор, постоянное движение, стук колес, блеск рельсов… Со мной солидарен и помощник Виталий Раковский. Но на самом деле в нашей профессии далеко до романтики. Она требует высокой стрессовой устойчивости, постоянного внимания, огромной ответственности. Ведь в пути-дороге может случиться всякое…», — ответил мой собеседник и вспомнил о чрезвычайной ситуации, возникшей два года тому назад перед этой локомотивной бригадой, которая вела поезд №24 Париж – Москва.

Это случилось на перегоне Семлево – Вязьма. Члены бригады обнаружили, что провисла консоль подвески контактного провода. И это грозило серьезными повреждениями локомотива и другими тяжелыми последствиями. Ведь скорость движения поезда –130 километров в час. Вес наклонившейся конструкции – 100 килограммов. Консоль контактной подвески могла столкнуться с электровозом. И тогда… Тогда под угрозой оказалась бы жизнь членов бригады, а, значит, — и пассажиров.

Реакция Виталия Раковского была мгновенной: он сразу обесточил электровоз. Ответные действия Андрея Шуропова были такими же. Машинист мгновенно применил экстренное торможение. В итоге опасное место поезд прошел с опущенными токоприемниками. «Не среагируй мы вовремя, за нами собралась бы вся контактная сеть и намоталась на электровоз, — рассказывает Виталий. — А это серьезное ЧП для железной дороги. Об этом мы сразу же доложили по радиосвязи и остановили поезд. Я осмотрел электровоз. Все оказалось в порядке».

В это время движение было организовано по другому пути, и следовавшая за этим поездом «Ласточка» пришла вовремя. На подмогу локомотивной бригаде быстро приехали работники Вяземской дистанции электроснабжения, и контактная сеть была сразу же восстановлена. В итоге поезд прибыл в Вязьму с опозданием всего лишь на пять минут. И, самое главное, по словам начальника поезда, который подошел к бригаде на остановке, пассажиры даже не заметили возникшей чрезвычайной ситуации.

Тот факт, что члены бригады обнаружили опасность в пути следования, на большой скорости, говорит о «высшем пилотаже» железнодорожников. И  они, действительно, — мастера высокого класса, за плечами которых — немалый опыт работы. Есть общее и в их профессиональных биографиях. Оба пришли на железную дорогу в 90-х годах. В трудовых книжках и у одного, и другого члена бригады – отмечено единственное место работы. Что свидетельствует о многом: профессия выбрана неслучайно, и она любима…

У Андрея Шурупова в этом не было проблем. Налицо – пример отца, основателя железнодорожной династию, который отдал депо почти 35 своей жизни. По-настоящему полюбить профессию, которая покоряется далеко не каждому, В. Раковскому помогли машинисты-инструкторы депо В. Асташин, Н. Коробков, С. Васильев, А. Власенков. И за годы работы Виталий понял, что выбранная им профессия – навсегда.

В локомотивном депо о машинисте Шурупове и его помощнике Раковском – только хорошего мнения. Председатель профкома В.В. Шпынтова назвала их ответственными, дисциплинированными, готовыми в любую минуту подставить плечо тому, кто в этом нуждается. Словом, Шурупов и Раковский, награжденные знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге», достойны быть примерами для подражания молодым.

На снимке на вручении награды — В. Раковский, А. Шурупов, начальник МЖД М. Глазков.

Надежная смена ветеранам

В локомотивном депо – много молодых работников. Тех, кто продолжает традиции, заложенные дедами и отцами; тех, кто старается не отставать от времени, используя в своей работе инновации; тех, кто имеет активную жизненную позицию … В их числе – и К.С. Потапова.

К.С. Потапова.

Выпускница Андрейковской средней школы, Кристина продолжила учебу в Вяземском политехническом техникуме. Практику она проходила в локомотивном депо, что стало первым шагом в профессиональной деятельности девушки. «Меня поразили масштабы предприятии — с его просторными цехами, величественными электровозами… Так что практику я проходила с интересом», — рассказывает Кристина. И более того, местом работы после выпуска из техникума было выбрано именно локомотивное депо, а образование продолжено в МИИТе, на отделении – подвижной состав.

Сегодня К. Потапова – техник по расшифровке параметров движения локомотивов. «Мне кажется, что это мужская специальность…», — усомнилась я в выборе профессии моей собеседницы. «Что Вы! Как раз наоборот: эта специальность связана с кропотливой работой, требует усидчивости, внимания, чтобы не пропускать малейшие нарушения, допущенные бригадой в пути следования. Думаю, мужчинам такое не по нраву…», — услышала я в ответ.

Кристина Потапова – на хорошем счету на предприятии, не только как специалист, но и как общественник. Она – член совета молодежи локомотивного депо, участник волонтерского движения, активист профсоюзной организации. Председатель профкома В.В. Шпынтова назвала Кристину верной помощницей во всех делах. А та, в свою очередь, вот что сказала о своей наставнице: «Валентина Васильевна – надежный «фундамент» в становлении меня как личности. Во всех делах – она всегда рядом: поможет, подскажет, направит в нужное русло…». И их совместных мероприятий, делающих досуг локомотивщиков полезным и разнообразным, немало.

Кристина как человек неравнодушный, думающий о своем будущем, старается развить у себя качества руководителя. Два года подряд она участвует в российском конкурсе «Школа молодого лидера». «Это для меня – большое подспорье, — говорит Кристина. – Я многому научилась: прежде всего, — ответственности за свои слова; умению мотивировать людей и распознавать их чувства». И таких активных молодых людей в депо немало. Словом, здесь растет надежная смена ветеранам.

В. НИКОЛАЕВА.