Огромное небо – одно на двоих

Прошло уже 55 лет с того времени, когда советские летчики – Борис Владиславович Капустин и Юрий Николаевич Янов — совершили подвиг, вошедший в мировую историю. Они погибли в небе над Берлином, которое навсегда осталось для них одним на двоих. В тот момент, когда у истребителя-перехватчика ЯК-28П внезапно отказали оба двигателя, самолет пролетал над жилыми кварталами столицы ГДР. Можно сказать, оставались лишь секунды для того, чтобы решить: катапультироваться (тогда машина упадет на город) или дотянуть ее до безлюдного места. А это риск, связанный с жизнью… И пилоты, среди которых был наш земляк, решили рискнуть. Уйдя в Лету, они навсегда остались в памяти людской как герои, которые смогли пожертвовать собой ради спасения других. Оба летчика были награждены орденом Боевого Красного Знамени. К великому сожалению, — посмертно…

Биографии строки

Юрий Николаевич Янов.

Наш земляк, совершивший подвиг в небе над Берлином, — Юрий Николаевич Янов родился 2 августа 1931 года в Вязьме в семье железнодорожника. Его отец погиб в боях с белофиннами в 1939 году. Сыну было тогда восемь лет. Мама осталась одна с четырьмя детьми, которые, благодаря ей, стали достойными гражданами великой страны. Для Юрия она была примером трудолюбия и выдержки.

Яновы, как и другие вязьмичи, смогли пережить все тяготы немецкой оккупации. Особенно тяжело было десятилетнему Юрию. Ведь на его детские плечи легла вся мужская работа в семье. И это в сочетании с учебой в средней школе №1… Но с детства Юрий отличался трудолюбием, упорством в достижении поставленной цели. Эти качества помогли ему справиться с трудностями, а также поступить в Рязанское военное автомобильное училище, учеба в котором (с отличием) завершилась в 1953 году. А в 1954-м окончено военное училище штурманов. Все там же – в Рязани… После завершения учебы молодого штурмана направили на службу в Германию — в Группу советских войск. Там же служил и Б.В. Капустин. Он летал на реактивных бомбардировщиках Ил-28.

После переподготовки в Новосибирске капитан Капустин и старший лейтенант Янов, командир и штурман, составили экипаж реактивного многоцелевого самолета новейшей марки – ЯК-28. В 60-х годах прошлого столетия этот боевой самолет считался уникальным, но очень прихотливым и сложным. Однако пилотам удалось его обуздать. Ведь члены экипажа были опытными летчиками, и, по мнению профессора Дипломатической академии МИД РФ В.И. Винокурова, оба офицера летали уверенно, оставаясь в воздухе спокойными, инициативными.

Решение принято

Полк №668, в котором служили пилоты, дислоцировался в сорока километрах от Берлина – в городе Финов. 6 апреля 1966 года звено под командованием Капустина получило задание: перегнать два истребителя ЯК-28, прибывшие в воинскую часть, на аэродром вблизи города Цербст. Звено поднялось в воздух. Первым шел самолет Капустина и Янова.

Через четыре минуты после набора высоты до 4000 метров он вдруг резко начал терять скорость. Командир приказал экипажу второго самолета продолжать полет, а сам вместе со штурманом попытался его выровнять, но безрезультатно. Выяснилось, что в машине отказали оба двигателя. Выход был только один –катапультироваться. Но когда облачность внизу рассеялась, летчики поняли: под самолетом – жилые кварталы Берлина.

С великим трудом им удалось отвести истребитель от города. Вот показался лес. Значит, можно катапультироваться… Но увы! Это был не лес, а кладбище, которое в Пасхальное воскресенье было переполнено посетителями. Капустин, повернувшись к штурману, сказал: «Юра, тебе надо прыгать прямо сейчас!». Ответ последовал незамедлительно: «Борис Владиславович, я с Вами!». Юрий Николаевич прекрасно понимал, что выстрелянная катапульта резко снизит высоту и так почти не управляемому самолету.

Цена подвига — жизнь

Но вот радость! Внизу появилось озеро Штёссензее! И это выход из критической ситуации: можно сесть на воду. Приготовившись к приводнению, пилоты увидели перед собой дамбу с шоссе, по которому мчались автомобили. Невероятных усилий стоило Капустину и Янову, чтобы поднять машину в воздух и заставить ее перелететь через препятствие. Самолет, словно «прислушавшись» к волевому решению командира и штурмана, с шумным всплеском упал в воду, зарывшись на дне в плотный слой ила. И это был подвиг советских летчиков, цена которому – жизнь!

Катастрофа произошла в английском секторе Западного Берлина. И британские саперы во главе с бригадным генералом Уилсоном начали операцию по подъему самолета. И прежде чем достать тела героев-летчиков, они начали поиски радиолокационной станции «Орел-Д». К месту падения машины делегацию советских военных во главе с генералом В.П. Булановым не допустили. Им пришлось наблюдать в бинокли, как поднимали самолет. И только 8 апреля англичане передали тела погибших советской стороне.

Память вечна и нетленна

Прощание с героями состоялось в Восточном Берлине. Каждый город ГДР прислал на траурную церемонию свою делегацию. Людей, которые хотели бы отдать последние почести русским летчикам, было очень много. Пока на аэродроме готовились к отправке их останков в Россию (а на это потребовалось несколько часов), колонна немецких граждан двигалась непрерывно. С цветами и венками… С воинскими почестями Б.В. Капустин был похоронен в Ростове-на-Дону, а Ю.Н. Янов – в Вязьме.

Память о двух советских летчиках до сих пор чтут в столице Германии. В ФРГ установлены три мемориала, посвященных Янову и Капустину. Бережно восстановлен их самолет как мемориальный знак. А на мосту на озере Штёссензее установлена памятная табличка. В тексте, написанном на ней, жертвенность советских летчиков названа «символом человечности в годы «холодной» войны. Лучшим литературным памятником героям можно назвать волнующую до глубины души песню О. Фельцмана и Р. Рождественского «Огромное небо». И на малой родине одного, и другого героя бережно хранят память о них…

Материал подготовила В. НИКОЛАЕВа.

На фото: Мемориал советским летчикам в авиамузее Эберсвальде-Финов.